Психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах 7 страница

1) четкое понимание той практической задачи, которая поставлена перед психологом. Например, отобрать из всего отряда (200 человек) милиции особого назначения (ОМОНа) группу наиболее подготовленных бойцов (30 человек), способных успешно действовать в экстремальной ситуации при выезде в служебную командировку в другой регион на срок не менее 1 месяца;
2) научное осмысление тех психологических параметров (психических свойств), от которых зависит успешное выполнение практической задачи. В нашем примере можно выдвинуть гипотезу, что в качестве таких параметров (кроме опыта службы, профессионально-боевой подготовленности) будут выступать: эмоциональная надежность, реакция на угрозу, наличие мотивации к служебной командировке, психическое состояние в данный момент (отсутствие посправматических признаков), психологическая совместимость бойцов, авторитет руководителей, возможность проявления лидерства и его направленность;

3) отобрать (разработать) методы исследования, которые были бы валидны и надежны в плане диагностики психологических свойств личности, важных для решения поставленной задачи. В нашем примере в качестве психодиагностических методов были отобраны: личностный опросник Кеттелла (с его помощью изучались: эмоциональная надежность по факторам — С, О, Q3, Q4; реакция на угрозу — по фактору Н; коммуникативные свойства, влияющие на взаимоотношения в группе, — по факторам A, L: F I, N, Q2; склонность к лидерству и доминированию над другими — по факторам Е, Q,O; опросник травматического стресса И.О. Котенева, специально разработанный для обследования сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в экстремальных ситуациях; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; социометрия и специально разработанный опросник;

4) детально разрабатывается процедура обследования, последовательность предъявления методик с учетом реальной загруженности испытуемых. В связи с ограниченностью времени, отведенного на психодиагностику, тест Лири использовался на завершающем этапе исследования и только в группе, которую по предварительным результатам тестирования предполагалось направить в служебную командировку.

Учитывая организационную сложность проведения массовых психодиагностических обследований, соответствующий план рекомендуется утверждать у руководителя организации (в нашем случае — у командира ОМОНа), что обеспечивает беспрепятственное выполнение задания. Вместе с тем практический психолог не должен полагаться только на формальную приказную сторону организации психодиагностического обследования. Ему необходимо убедить испытуемых в важности проводимой работы и их личной заинтересованности в ее результатах. Другими словами, желательно стремиться работать по модели консультанта, а не эксперта, от «приговора» (заключения) которого зависит судьба испытуемых;

5) осуществляя обработку результатов психодиагностики, важно учесть психометрические требования и стандартные нормы развития личности, использовать методы статистической обработки эмпирических материалов;

6) подготавливая заключение (итоговую справку) о результатах психодиагностического обследования, целесообразно придерживаться следующего алгоритма:

• описание проблемы, жалоб индивида или поставленной перед психологом задачи;

• краткое изложение программы диагностики (что сделано);

• описание особенностей поведения испытуемого (испытуемых) при работе с тестами и другими методиками (их отношение к психодиагностике);

• изложение результатов тестирования (ответ на вопросы заказчика или обращение клиента);

• резюме (наиболее важные выводы) и рекомендации для заказчика или клиента. В рассматриваемом примере на основе результатов обследования и научного анализа психологических факторов, влияющих на эффективность функционирования милицейского подразделения особого назначения, были даны следующие рекомендации:

• отказаться от идеи создания нового подразделения, а направить в служебную командировку уже функционирующий коллектив (взвод), имеющий наиболее высокие показатели по служебным психологическим параметрам;

• исключить из состава взвода четырех бойцов, не отвечающих необходимым нормативным требованиям по служебным психологическим параметрам;

• доукомплектовать взвод за счет психологически надежных бойцов из других подразделений;

• укрепить руководство взвода (давались конкретные рекомендации);

• повысить эффективность индивидуально-воспитательной работы с личным составом ОМОН (давались конкретные рекомендации с учетом социо-метрического статуса бойцов, индивидуально-психологических особенностей и уровня притязаний).

Таким образом, современная психодиагностика — это не только практика изучения личности и групп, но и научно-психологическое осмысление решаемой задачи. В специальной литературе отмечается: «Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи»2.

Теоретическая обоснованность выделения тех или иных личностных черт или мотивов — непременное условие разработки диагностической процедуры. Недооценка этого требования «приводит к построению «фантомной» психодиагностики: ищутся способы выявления того, чего на самом деле не существует»3.

Основной инструментарий психолога-диагноста — методы исследования. Опыт показал возможность и необходимость использования всего комплекса психологических методик и необходимости их адаптации с учетом конкретных целей и задач психодиагностирования в правоохранительных органах. К используемому психологом инструментарию предъявляются дополнительные требования — они должны 1) позволять собирать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; 2) быть ориентированы не просто на изучение личности вообще, а на выявление профессионально значимых свойств; 3) давать возможность изучать не только качественные особенности индивида, но и количественные — для сравнения; 4) получаемая информация должна быть удобной для использования в кадровой, воспитательной, психокоррекщюнной работе.

1 Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. - М., 1985. - С. 19.

2 Общая психодиагностика / Под ред. АЛ. Бодалева и В.В. Стопина. - М.: МГУ, 1987. - С. 8.
3Там же. - С. 8.

7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы

Основные понятия. Практические психологи правоохранительных органов не только изучают личность клиентов (сотрудников, правонарушителей), но и воздействуют на них с целью оказания психологической помощи. Те реалии, которые связаны с функцией психологического воздействия на клиента, чаще всего обозначают терминами «психотерапия», «психологическая коррекция», «развитие личности». Рассмотрим их более детально.

Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — лечение) дословно переводится как «лечение души». В настоящее время термин не имеет однозначного толкования. При всем многообразии толкований прослеживаются два подхода: клинический и психологический1. При первом подходе психотерапия рассматривается как сфера научных знаний о методах лечения, влияющих на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности. При втором подходе психотерапия определяется как особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психологического характера. Таким образом, основная цель второго подхода — не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником клиента, его другом и наставником.

Условиями, необходимыми для успешной реализации психологического подхода к психотерапевтической работе, являются наличие прежде всего психологического, а не медицинского образования, стремление ставить не клинический анализ и назначать лечение, а принимать человека таким, каков он есть, проявлять сострадание и сочувствие к нему, искренность и честность, поиск вместе с ним путей преодоления жизненных и служебных трудностей. Следствием такого понимания психотерапии является распространение ее методов в педагогике, социальной работе, правоохранительных органах. Однако учитывая, что психотерапия начала формироваться в сфере медицины, что специальность психотерапевта предусмотрена прежде всего в различных клиниках, целесообразно использовать понятие «психотерапия» применительно к работе практических психологов лишь в ситуациях, когда речь идет об устранении неврозов, фобии и других психосоматических проявлений. Когда возникает потребность в устранении менее болезненных отклонений (например, акцентуаций характера), то уместно использовать понятие «психологическая коррекция».

Психологическая коррекция — это направленное психологическое воздействие на личность с целью обеспечения ее полноценного развития и функционирования.2

Термин «развитие личности» (личностный рост) обозначает формирование социально значимых личностных качеств и устранение психологических условий, препятствующих этому.

Таким образом, основанием для разграничения категорий «психотерапия», «психокоррекция» и «развитие личности» является цель воздействия на пациента (клиента) или оказания психологической помощи: лечение психических расстройств; коррекция акцентуаций характера и функциональных состояний (т.е. изменение, исправление того, что есть), развитие профессионально значимых личностных свойств (развитие потенциала).

Особенности психологического воздействия на внутренний мир человека (клиента) определяются исходной теоретической позицией, которую выбирает практический психолог. Анализ научной литературы показывает, что в на-

стоящее время в России наиболее распространены следующие теоретические подходы к психотерапевтической и психокоррекционной работе: психоаналитический (основанный на глубинной психологии); поведенческий (включает тренинга умений и программы модификации поведения); гипносуггестия и самовнушение (аутотренинга); нейролингвистическое программирование; гештальттерапия; экзистенционально-гуманистический подход и клиент-центрированная терапия.

Не анализируя сущность теоретических подходов, отметим, что ни один из принятых подходов не имеет существенного преимущества. Эффективность психокоррекционной работы в большей степени зависит от запущенности психологической проблемы клиента и умения психотерапевта (практического психолога) подобрать к нему адекватные методы психологического воздействия.

Индивидуальное консультирование как форма психокоррекционной работы. Следует разграничивать индивидуальные и групповые формы психокоррекционной работы. Наиболее типичной формой индивидуальной психокоррекционной работы практического психолога является консультирование. Как отмечается в научной литературе, психологическое консультирование, как молодое направление психологической практики, пока не имеет строго очерченных границ. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США предлагает следующее определение: «Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений»3.

Это определение достаточно близко тем, которые дают и отечественные специалисты. Так, Г.С. Абрамова отмечает: «Суть психологического консультирования состоит в том, чтобы психолог, пользуясь своими специальными, подчеркиваю, специальными знаниями, профессиональными, научными, создал условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач»4. Во многих определениях подчеркивается, что сердцевиной консультирования является взаимодействие между клиентом и консультантом (психологом). Так, Карл Роджерс, один из наиболее ярких представителей гуманистической концепции в психологии и основоположник «клиент-центрированной» терапии (т.е. терапии, при которой клиенты всегда находятся в центре внимания), выделил три основных принципа данного подхода:

• каждая личность уникальна, обладает безусловной ценностью и заслуживает уважительного к себе отношения;

• каждая личность в состоянии быть ответственной за себя и свои поступки;

• каждая личность имеет право самостоятельно выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.5

Основываясь на данных принципах, следует избегать любого внушения, давления на клиента, ибо это мешает ему принимать ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

Психологическое консультирование как сфера психокоррекционной работы имеет ряд отличий от психотерапии:
• консультирование ориентировано на клинически здоровую личность это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цели дальнейшего развития личности (т.е. консультирование —это средство личностного роста);

• консультирование основано на вере в человека, в его возможности измениться к лучшему;

• консультирование чаще ориентировано на настоящее и будущее клиентов (в отличие от психотерапии, ориентированной на поиск причин пррблем в прошлом);

• консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (цо 15 встреч); психотерапевтические сеансы могут продолжаться несколько лет;

• консультирование ориентируется на социально-психологические проблемы, возникающие при взаимодействии личности и среды;

• консультирование направлено на изменение поведения и развития личности клиента6.

Цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения7. В литературе обычно описывают 5-6-шаговую модель процесса консультирования.

Первая стадия — исследование проблем. На этой стадии психолог-консультант устанавливает контакт (рапорт) с клиентом и достигает взаимного доверия. Неслучайно эту стадию иногда маркируют «Привет». Для установления психологического контакта большое значение имеет внимание к клиенту (симпатия), выбор лексики, ее доступность для восприятия. Например, клиентов нередко пугает слово «проблема», поэтому рекомендуется использовать термин «трудность». Как показывает практика, многое решает первое впечатление о человеке (правило «15 секунд»). Это обязывает психолога-консультанта заботиться о своем внешнем виде. Взаимный психологический контакт обычно удается установить за 4-6 минут.

На первой беседе следует поощрять рассказ клиента о том, что его пря-вело к психологу, какие он испытывает трудности, фиксировать его чувства, невербальное поведение. Особо обращается внимание на необходимость уменьшения чрезмерной тревоги, страха клиента, обозначить наиболее важные проблемы (трудности), которые предстоит обсуждать при последующих встречах. Каждая консультация обычно длится около 50 минут.

Вторая стадия — двумерное определение проблем. Эта стадия обычно начинается со сбора информации о контексте темы, происходит выделение проблемы (хотя в последующих встречах она может уточняться); диагностируются потенциальные возможности клиента. Эту стадию обычно обозначают, «В чем проблема».

Пытаясь найти ответ на поставленный вопрос, психолог задает уточняющие вопросы, стремится разобраться во внутреннем мире клиента, выявить истоки проблемы, акцентировать внимание клиента на его индивидуальных особенностях, показать логику его поведения. На этой стадии главное — достичь одинакового понимания проблем психологом и клиентом.

Третья стадия — осознание идеальной модели будущего (желаемого) результата. Клиент должен ответить на вопрос: «Чего он хочет добиться?». Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет бьтъ; что в его жизни произойдет, если проблема будет решена. Если клиенту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны незамедлительно.

Четвертая стадия — обсуждение альтернативных вариантов решения. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не высказывает своих решений.

Пятая стадия - планирование. Она предполагает критическую оценку имеющихся альтернатив с точки зрения реальности их реализация для достижения желаемого результата. Составление плана реалистического решения проблем должно помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Одни требуют слишком много времени, другие не зависят от клиента и требуют пересмотра взглядов на проблему. В окончательном плане решения проблем следует наметить средства, способы, а также временной интервал реализации плана. Особо обращается внимание на ответственность самого клиента за принятое решение и его реализацию.

Шестая стадия — деятельность по выполнению намеченного плана. Это может быть решение как реальных жизненных задач, так и выполнение специальных психологических упражнений, тренингов. У клиента должна быть сформирована готовность к преодолению возможных трудностей и неудач.

Седьмая стадия — обратная связь с клиентом и оценка результатов психокоррекционной деятельности. На этой стадии клиент вместе с консультантом обсуждают достигнутые результаты, а при необходимости вносят коррективы в намеченную программу.

Признанные авторитеты в сфере практической психологии отмечают, что предложенная модель процесса консультирования помогает глубже понять механизм психологической коррекции, но реальный процесс консультирования значительно сложнее и не всегда подчиняется данному алгоритму. При всей важности ориентировки на предложенную модель эффективность психологического консультирования определяется прежде всего профессиональной компетентностью и личностными качествами консультанта.

Процедуры и техники консультирования имеют решающее значение для успеха8. Поскольку в правоохранительных органах психологическое консультирование проводится по инициативе не только клиента, но и штатного психолога, то важную роль в получении личностной информации выполняют вопросы. Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы обычно используются для уточнения конкретной информации и предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание («да», «нет»), например: «У вас часто бывает такое настроение?»

Открытые вопросы служат не столько для получения информации о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства клиента. Например: «Что вы сейчас чувствуете?». С помощью вопросов можно9:

• вынести на обсуждение и активизировать новый материал, с которым будет работать психолог;

• определить суть проблемы и выбрать соответствующие методы воздействия;

• поощрить клиента изменить отношение к теме, которая является объектом обсуждения.

Вопросы первого типа, как правило, реализуются в начале беседы. При этом они носят открытый характер, например: «Как вы поживаете?», «Что бы вы хотели изменить в своей жизни?»

Вопросы второго типа могут звучать следующим образом: «И часто это случается?», «Вы говорите, один-два раза в неделю?», «И вы считаете, это часто?», «А как это связано с вами?». Вопросы второго типа часто бывают закрытыми. Но сама беседа психолога с клиентом должна носить форму диалога, а не допроса подозреваемого.

Вопросы третьего типа наиболее сложные, но, как отмечают специалисты, один хорошо поставленный вопрос из этой категории «может изменить жизнь человека»10. Например, в ситуации, когда клиент настаивает, что он может совершить какие-то нерациональные действия (уйдет с работы, кому-то отомстит и т. д.), эффективными могут быть вопросы типа: «Что случится, если ты сделаешь это?», «Что случится, если ты не сделаешь это?».

Одобрение и установление особо важны для создания и укрепления психологического контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие и понимание. Например: «Продолжайте» (при паузе), «Я вас понимаю», «Хорошо».

Важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с одобрением позволяет клиенту поверить в себя, глубже открыться в своих планах на будущее. В качестве успокаивающих используют фразы: «Вы поступили правильно», «Не волнуйтесь из-за этого», «Это чувство испытывают многие».

Однако используя технику поддержки клиента, важно избегать ошибки, когда консультант становится «подпоркой» беспокойного клиента, что ограничивает его возможности в самостоятельном принятии жизненно важных решений. Как известно, в экзистенциально-гуманистической психологии тревожность не рассматривается как нечто нежелательное. Более того, она выступает существенным источником стимула «роста личности». Экзистенциальная тревожность рассматривается как конструктивная форма тревожности, поскольку выступает принципиальным фактором изменения личности. Готовность пристально посмотреть на самого себя, открыть себя изменениям, взять ответственность за последствия на себя неизбежно связана с переживанием тревожности перед опытом неизвестного, неопределенного.

Перефразирование и обобщение. Клиент должен осознавать, что содержание излагаемой им проблемы понятно консультанту. Поэтому в ходе беседы (интервью) с клиентом важна обратная связь, особенно в ситуациях, когда клиент испытывает неуверенность, излагает непоследовательно свои мысли или очень болтлив, говорит не по существу и его нужно тактично останавливать и переводить беседу в нужное русло.

Перефразирование — краткое изложение своим языком основной мысли клиента Хорошо перефразированная мысль клиента становится короче, яснее, конкретнее. Порой это помогает клиенту самому лучше понять, чего он хотел.

В отличие от перефразирования, которое осуществляется по конкретному эпизоду, обобщение предполагает изложение основной идеи и причинно-следственных связей между несколькими эпизодами. В научной литературе по психологическому консультированию указываются основные ситуации, в которых чаще всего используется обобщение11:

• когда консультант хочет структурировать начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами;

• когда клиент говорит очень долго и запутанно;

• когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапу беседы;

• при стремлении придать некое направление беседе;

• в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.

Отражение чувств. Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Психотерапевт должен отражать не только мысли, но и чувства клиента. Например, «Я понимаю вас, с одной стороны, поведение сына раздражает вас, а с другой — вы чувствуете свою вину за происходящее». Отражение чувств выполняет две главные психотерапевтические функции: первая — помогает установить контакт и доверительные отношения между клиентом и консультантом; вторая — помогает клиенту осознавать свои чувства, их причины, естественность, противоречивость.

В основе отражения чувств клиента лежит способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию). Эмпатия — чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. «Эмпатия - основное средство в работе психотерапевта, когда он и его клиент сливаются в единое психическое целое. Таким образом, клиент «взваливает» свою проблему на «свежего человека», и тот принимает на себя половину тяжести, в то время как клиент получает от консультанта огромную поддержку в борьбе со своими трудностями, заряжаясь от него психологической устойчивостью, мужеством и силой воли»12 — таков взгляд на роль эмпатии Ролло Мэя — одного из признанных классиков экзистенциально-гуманистического подхода к консультированию.

Данный подход разделяют не все психотерапевты, ибо, как выше отмечено, консультант не должен позволять «взваливать» на себя проблемы клиентов. Такое возможно допускать лишь как тактический прием на начальном этапе консультирования. Кроме того, эмпатия может вызвать психологические проблемы у самого консультанта.

Так, один из практических психологов (женщина) правоохранительных органов призналась, что осуществляла индивидуальное консультирование и, проводя брифинги с бойцами отряда милиции особого назначения (ОМОН) после их возвращения с боевых действий, где они потеряли несколько человек, находились в плену, порой плакала вместе с бойцами-клиентами. Эта психолог восстановила психичеcкое здоровье нескольким десяткам сотрудников органов внутренних дел и стала для них не просто консультантом, а наставником по жизни, второй матерью. Но у психолога появились признаки посттравматического синдрома: кошмарные сны, в которых она сама участвовала в боевых действиях, теряла близких друзей, испытывала горе. Ее состояние было восстановлено, но в целом, используя эмпатию, как мощный инструмент психокоррекционной работы, важно владеть и приемами психологической защиты, чтобы самому не стать клиентом.

Предоставление информации. Информация, которую предоставляет клиенту консультант, как правило, связана с проблемой первого. Но часто, отвечая на вопросы клиента или разъясняя ему, кто компетентен ответить на поставленный вопрос, важно не встать на формальную позицию, «не отфутболить» клиента, ибо это чревато потерей доверия к психологу и его авторитета. Нередко за формальными вопросами клиента содержится попытка «прощупать» психолога, стоит ли к нему обращаться по глубинным вопросам.

Паузы молчания. Когда обрывается беседа, многие испытывают неловкость. Начинающие консультанты стремятся побыстрее заполнить паузы молчания, так как полагают, что в данном случае нарушен психологический контакт с клиентом. Однако паузы молчания бывают и глубоко осмысленными. Умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших психотехнических приемов консультанта. Смысловое значение пауз бывает следующим13:

• паузы молчания, особенно в начале беседы, могут выражать тревогу клиента, плохое самочувствие, неуверенность в себе и в правильности принятого решения обратиться к консультанту;

• молчание не всегда означает отсутствие реальной активности. Во время пауз клиент может подбирать нужные слова для продолжения своего повествования, взвешивать последствия каких-либо решений и т.д.;

• молчание может означать, что и клиент, и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга;

• пауза молчания, особенно если она субъективно неприятна как клиенту, так и консультанту, может означать, что оба участника беседы оказались в тупике и происходит поиск выхода из создавшейся ситуации;

• молчание может выражать сопротивление клиента процессу консультирования, особенно если клиент приглашен по инициативе психолога. Клиент как бы начинает игру: «Я могу сидеть, как камень, и посмотрю, как тебе (консультанту) удастся меня разговорить»;

• молчание иногда подразумевает глубокое общение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чем слова.

Распространено мнение, что консультант должен прерывать пустое молчание и не спешить прерывать продуктивное молчание. Когда клиент умолкает и молчание длится долго, уместно замечание консультанта типа: «Вы, кажется, очень задумались. Не хотели бы поделиться тем, что сейчас чувствуете?». Не следует забывать, что клиент имеет право молчать и сам отвечает за прекращение молчания.

Интерпретация. Техника интерпретации рассказа, поступков клиента, его мимики и жестов считается одним из наиболее сложных моментов в методике консультирования. Даже при обычном общении, по мнению известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна, важно понять не только то, что говорит человек, но и как говорит, каков подтекст сказанного. Интерпретация консультантом повествования клиента, отдельных его действий помогает вскрыть психологические механизмы проблемы, истоки переживаний клиента. Интерпретация помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новом свете, она подтверждает ожидания (опасения) клиента или вызывает у него реакцию протеста.

Сущность интерпретации в большой мере зависит от теоретической позиции консультанта. В гуманистической, ориентированной на клиента терапии принято уклонятся от интерпретации, не снимая с клиента ответственности за процесс консультирования. Совершенно противоположного взгляда на интерпретацию придерживаются представители психологической школы. Как известно, интерпретации занимают здесь центральное место. Интерпретируется практически все — сновидения, сопротивление клиента, свободные ассоциации, позы, жесты и т.д. В гештальтерапии сам клиент побуждается к интерпретации своего поведения.

Интерпретирование проводится с учетом стадии консультативного процесса. Оно эффективно на стадии, когда обсуждается сущность проблемы и установлены доверительные отношения между клиентом и консультантом. Интерпретация не должна быть наукообразной и слишком глубокой. Клиент должен понимать смысл интерпретации.

Важно понимать реакцию клиента на интерпретацию. Эмоциональное равнодушие должно заставить консультанта обратить еще раз внимание на ее обоснованность. Враждебная реакция чаще свидетельствует, что интерпретация затронула сущность проблемы.

Рекомендуется, чтобы интерпретация не носила жестко директивный характер. Клиенту гораздо легче принимать интерпретацию в форме допущений: «А что, если посмотреть на это событие по-другому» и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: