Ценностный вакуум как социальный фон наркотизации

Смысл определения ценностный вакуум заключается в отсутствии у субъекта чётких приоритетов, предпочтений, которые бы стимулировали ту или иную его деятельность. Он проявляется в социальном пессимизме, разочаровании в возможности улучшения жизни, отчуждении от общественной жизни. Всё это происходит на фоне резкого ослабления интереса к глобальным проблемам общества или страны, приоритетов, целей их развития, к экономической и политической ситуации. Равнодушие к таким проблемам связанно с деполитизацией населения, которая вызвана падением авторитета власти, дезориентацией в резких изменениях социальных и правовых норм. Такое положение вещей значительно ослабляет правовые и нравственные барьеры в сознании людей, создаёт ощущение вседозволенности, поощряет эгоизм и потребительское отношение к жизни. Этот феномен является закономерным следствием распада того уклада жизни и той духовной атмосферы, которые существовали предыдущие 3/4 века. Эта реакция выражается в дисфункции общественного сознания, когда оно всё больше ориентируется не на социальную интеграцию и развитие, а, напротив, на социальную дезорганизацию.

Весьма примечательно, что при всей жёсткости идеологии КПСС, базировавшейся на силе политического аппарата власти, этот аппарат пытался подкреплять предметные ценности моральными. Наряду с такими ценностями, как победа в строительстве социализма, единство партии и народа, коммунистическое отношение к труду, коллективизм, дружба народов, внедрялись и понятия о чести, совести, товарищеской взаимопомощи и т. д. [15].

При всей неэффективности внедрения такого рода норм сверху, сам акцент на моральной стороне личности играл определённую роль. Декларирование такого рода «норм-целей» поддерживало некоторые «нормы-рамки», которые если и не в полной мере регулировали поведение, то, по крайней мере, заставляли людей учитывать их. К тому же идейные принципы эпохи социализма держались на государственных и партийных запретах: люди боялись партвзысканий, выговоров, потери работы. «Моральный кодекс» советского человека подкреплялся административными регуляторами.

«Стремительные изменения в социальной действительности ведут к тому, что выработанные прежде навыки и нормы (индивидуальные и групповые) в той или иной мере теряют эффективность. Этот феномен девальвации навыков носит универсальный характер, затрагивает различные виды и уровни деятельности, но особо далеко идущие последствия имеет для обострения всех форм девиантного поведения. Это означает существенное повышение внутренней готовности к изменению моделей своего поведения. [Заиграев Г.Г. Государственная политика как фактор алкоголизации населения // Социологические исследования №4, 97г.] Один из аспектов таких изменений заключается в росте алкоголизации и наркотизации общества.

Выводы

Можно предположить, что наркотики в ситуации нечёткости ценностно-смысловых ориентаций, с одной стороны, структурируют свободное времяпрепровождение, делают неактуальными субъективно лишённые смысла повседневные дела, а с другой стороны, они дают субъекту некие новые ощущения, переживания, в том числе и экзистенциальные, которых нет в реальной жизни. То есть человек может искать в опыте, полученном в наркотическом состоянии как нечто, помогающее ему понимать реальный смысл происходящего вокруг (многие люди, употреблявшие наркотики, говорят о новых мыслях, о понимании мироустройства, о состоянии гармонии, возникающих в наркотическом состоянии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: