Заключение. В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых к изучению проблемы ценностных ориентаций различны

В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых к изучению проблемы ценностных ориентаций различны. Из анализа различных теорий по изучению ценностных ориентаций, можно заключить:

- В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности;

- Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам;

- Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна;

- Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью;

- Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни».

- Одна социальная группа отличается от другой социальной группы системой ценностных ориентаций, которые вырабатываются в процессе существования группы и влияет в целом на деятельность ее членов.

- В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в иерархию нравственных ценностей личности, как характеризуются ценностные отношения, сочетания этих ценностей, степень большего или меньшего их предпочтения относительно других можно определить уровень развития нравственных ценностей, а также, как следствие, на какие цели жизни направлена деятельность человека и какие средства для достижения этих целей для него предпочтительны. Содержательная сторона и иерархическая структура ценностных ориентаций показывает не только уровень сформированности нравственных ценностей, но и то, в какой степени, выявленные нравственные ценности соответствуют общественному эталону и насколько они адекватны целям.

Экспериментальное изучение особенностей ценностных ориентаций медицинских работников позволили нам сделать следующие выводы:

- В первой группе, куда относятся медицинские работники c высшим образованием, среди терминальных ценностей, обнаружилась выраженная направленность на ценности личной жизни и профессиональной самореализации: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); счастливая семейная жизнь; (полнота и насыщенность жизни), жизненная мудрость, что указывает на присутствие в личных перспективах целей профессиональной самореализации. Для второй группы, среди терминальных ценностей, ведущими являются ценности личной жизни и индивидуальные ценности: здоровье; материально обеспеченная жизнь; любовь; продуктивная жизнь.

Для третьей группы, среди терминальных ценностей, ведущими являются материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, развитие, общественное признание, активная деятельная жизнь. Таким образом, они ориентированы на ценности социального взаимодействия, социальной успешности, стремятся к индивидуальной самореализации.

- К числу предпочитаемых инструментальных ценностей первой группы относятся такие ценности, как образованность (широта знаний, высокая общая культура); воспитанность (хорошие манеры); ответственность (чувство долга, умение держать слово); независимость (способность действовать самостоятельно, решительность); эффективность в делах и аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах). Медицинские работникивторой группы в реализации своих целей ориентируются на такие ценности, как жизнерадостность, воспитанность, исполнительность, ответственность, аккуратность, чистоплотность. Испытуемые третьей группы к числу предпочитаемых инструментальных ценностей относятся такие ценности, как образованность, ответственность, жизнерадостность, широта взглядов и аккуратность.

- Анализом ценностных предпочтений были выявлены некоторые различия в системах ценностных ориентаций исследуемых групп. В первой группе ведущую роль в системе ценностных ориентаций играют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, реализуемые посредством ценностей непосредственно-эмоционального мироощущения и межличностного общения. Для второй группы характерна ориентация на ценности личной жизни и индивидуальные ценности в терминальных ценностях и ценности межличностного общения и нравственные ценности в инструментальных. Для третьей группы испытуемых характерна ориентация на индивидуальные ценности и ценности межличностных отношений в терминальных ценностях и ценности межличностного общения и нравственные ценности в инструментальных. Различия, обнаруженные в групповых иерархиях ценностей, говорят о том, что испытуемые первой группы придерживаются в своих предпочтениях тех ценностей, которые свойственны специалистам с профессиональным видением мира.

- На уровне нормативных идеалов (то есть на уровне убеждений) для первой группы испытуемых наиболее значимыми являются ценности самостоятельность, доброта, безопасность. Для второй группы испытуемых на уровне нормативных идеалов наиболее значимыми являются ценности власть, самостоятельность, достижения. Для третьей группы испытуемых наиболее значимыми являются ценности власть, самостоятельность, доброта. Среди наименее значимых ценностей во всех группах оказались конформность и традиции.

- На уровне индивидуальных приоритетов (то есть в конкретных поступках) у первой группы испытуемых в наиболь­шей степени проявляются такие ценности, как доброта, достижения, безопасность и самостоя­тельность. У второй группы испытуемых на уровне индивидуальных приоритетов в наиболь­шей степени проявляются такие ценности, как конформность, власть, традиции, что противоречит с предпочтениями на уровне нормативных идеалов. У испытуемых 3 группы высокую значимость имеют показатели власть, стимуляция, самостоятельность.

- Полученные показатели подтверждаются данными, полученными с использованием t- критерия Стьюдента и методом ранговой корреляции Спирмена для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами.

В ходе исследования наблюдалась активизация внутренней духовной и мыслительной деятельности испытуемых, позволила им задуматься над смыслом жизни, над своей направленностью, побудила к пересмотру и определению некоторых ценностей и своих целей.

Так как система ценностных ориентаций, являясь не только элементом духовной сферы, проявлением социального творчества, одновременно выступает проекцией отношения людей к окружающей социальной действительности и в этом смысле она является не только барометром настроений медицинских работников, но индикатором стабильности общества, мы считаем, что изучения в области ценностных ориентаций будут продолжены в исследованиях современных психологов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов Р.Н. Современный работник: концептуализация и эмпирическая проверка понятия / Р.Н.Абрамов, С.Г. Климова // Мир России. - 2010. № 2. С. 98-117.

2. Акопова И.Е. Исследование ценностных ориентаций некоторых категорий работающих лиц /И.Е. Акопова // Ежегодник психологической службы Департамента образования и науки. Вып. 7. – Калуга: Гриф, 2006. -С.36 – 39.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001.- 288с.

4. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы/ Г.М.Андреева, Н.Н.Богомолова, Л.А.Петровская— М: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.

5. Антилогова Л. Н. О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности / Л. Н. Антилогова // Сибирская психология сегодня: сб. научных трудов. – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – С. 229.

6. Ахвердова О. А. Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / О. А. Ахвердова, Н. Н. Волоскова, Т. В. Белых. — СПб.: Речь, 2004. — 168с.

7. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики Б.А. Барабанщиков // Психологический журнал. -2003. -№1 (Т.24). -С.35–36;

8. Бездухов В.П. Функции ценностей и ценностных ориентаций / Учебные записки Оренбургского государственного университета. Вып. 1. Оренбург, 2002.

9. Бехтерев В.М. Избранные произведения (статьи и доклады), М.- 1954. - 527 с.

10. Битуева А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций/ А.В. Битуева //Теоретический журнал "Credo".- 2000.-№2.-С.24.

11. Бурлачук Л.Ф. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 2009. – 528 с.

12. Управление ресурсным центром профессионального образования / под.ред. Н. Н. Петрова, Е. В. Васиной, Е. В. Иванова, Е. П. Веретенниковой. - М.: Логос, 2005. - 211с.

13. Волков Б. С. Основы профессиональной ориентации.- М.: Академ. Проект, 2007. – 332 c.

14. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социс. - М.: Наука, 2002. - С. 96-114.

15. Ганжа А.О. К истории создания работы У.Томаса и Ф.Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" / А.О. Ганжа // Социс. Социологические исследования: Научный и общественно-политический журнал. – М.: Наука, 07/2007. – №7. – С.115-121.

16. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2002. – С. 258–259.

17. Горохов Н.М. Концептуальная модель ценностных ориентаций спортсменов /Н.М. Горохов //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2009. 1 (47) –С.44-56.

18. Гуревич П.С. Преображение ценностей как чрезвычайная ситуация. МПСИ.М., 2007,- С.40-44.

19. Дельцова Т. Ю. Социализация и спорт / В. Н. Супиков, Т. Ю. Дельцова. – М.: Пенза, 2006. – 33 с.

20. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений // Психолог.проблемы социальной регуляции поведения. Отв.ред. Е.В.Шорохова, М.И.Бобнева. – М.: Наука, 1976.

21. Здравомыслов А. Г. Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин. — М.: Высш. шк., 2006. -783 с.

22. Здравомыслов А.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности рабочего / А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов // Социология в СССР: Т. 2. М.: Мысль, 1965.

23. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.

24. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. - 70с.;

25. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. № 3. М., 2000. С. 124— 129.

26. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: Монография. Оренбург, 1996. - 190 с.

27. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека / И.Ф. Клименко // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. - М., 1992. - С.3-12;

28. Копысова Л. А. Развитие мотивационной составляющей профессиональной активности /Л. А. Копысова, И. В. Шешунов// Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 4 (94) С. 68-74.

29. Кукс Л.П. Реформы в России: социологическая модель развития. // Реформируемая Россия: социологический аспект. Новосибирск, 2000;

30. Лапин Н.И. Динамика ценностных ориентаций населения реформируемой России. / Н.И.Лапин, Л.А Беляев, Н.Ф. Наумова, А.Г. Здравосмыслов. М., 1996.

31. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 20 с.

32. Лисовский В.Т. “Отцы” и “дети”: за диалог в отношениях: Социол. публицистика // Социол. исслед. — 2002. — №7. — С.111–116.

33. Лихачев Б. Т. Философия воспитания: специальный курс / Б. Т. Лихачев. - М.: Владос, 2010. - 335 с.

34. Максимова О.А. Дифференциация ценностных ориентаций студентов / О.А. Максимова, Г.Р. Калезина // Социс. 1999 - №6.- С. 132.

35. Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности / И.Ю. Малисова // Психолог. журн. - 2004. - т. 14. - № 4. - С. 94-102.

36. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации в структуре личности. // Межвузовский сборник научных трудов. «Российское общество: цивилизационные горизонты трансформации». Выпуск 1. Саратов, 2004. С. 96-100.

37. Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников. Часть 3. – Екатеринбург, 2009. – 324 с.

38. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/ А.В. Мудрик- 3-е изд., - М.: Академия, 2010.-304с.

39. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1982.

40. Носкова О. Г. Психология труда / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Академия, 2009. - 439 c.

41. Никитина Н.Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: Монография Н.Н.Никитина. М.: Прометей, МПГУ,2002.- 316 с.

42. Ольшанский В.Б. Личность и ее социальные ценности // Социология в СССР: В 2-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1965.

43. Панарин А. С. Реформы и контрреформы в России / В. В. Ильин, А. С. Панарин, А. С. Ахиезер. — Изд-во МГУ, 1996. — 400 с.

44. Первин Л.А. Психология личности: Теория и исследования / Пер.с англ. М.С.Жамкочьян; Науч.ред. В.С.Магун. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 606с.

45. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 2008.-672с.

46. Сафиуллина Л.З. Проявление ценностных ориентаций личности на осознаваемом и неосознаваемом уровнях /Л.З.Сафиуллина, Н.В.Зоткин// Психологические исследования: сб. науч. тр: Вып. 4. Самара: Универс-групп, 2007. - С. 155-162.

47. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 37 – 43.

48. Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. А.В. Серый, М.С. Яницкий - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2009 - 92 с.

49. Серый А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов / А.В. Серый // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов - Кемерово, 2004. С. 4-13.

50. Сосновская О. Б. Психологические особенности профессионально-ценностных ориентаций социальных педагогов: Дис. канд. психол. наук: М.- 1997,- 130 c.

51. Соколов А.В. Методы изучения ценностных ориентаций студенчества / А.В. Соколов// Методология НИР.- 2006.- №1.- С.40-42;

52. Самыкина Н.Ю. Динамика ценностно-смысловой сферы личности в процессе наркотизации: монография / Н.Ю. Самыкина, М.Е. Серебрякова. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. – 148с.

   

53. Решер Н. Озадачивающие явления: [Текст] / Н. Решер // Вопросы философии. - 2002. - № 1. - С. 103-111.

54. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб: Питер, 2002.-720с.

55. Тихомандрицкая О.А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы/О.А Тихомандрицкая.,Е.М. Дубровская //Мир Психологии. – 2003. — №3. – С.80−90.

56. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 2000

57. Фролов И.Т. Избранные труды. В З томах. Т. 1: Жизнь и познание М. -2002. - 463 с.

58. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М., 1986. – 392 с.

59. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство /В.Е. Чиркин// Государство и право. – 2002. – №2. – С.5–13;

60. Чудновский В. Э. Проблема структуры смысла жизни как психологического феномена / В. Э. Чудновский // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. – М.: ПИ РАО, 2001. – С. 158.

61. Шевченко Н.П. Акмеологический компонент деятельности врача/ Н.П. Шевченко//Медицина и образование в Сибири.-2010.-№1.- С.35;

62. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника / Ю.А. Шерковин// Российский журнал социальной работы – 1997.- № 1. – С. 215.

63. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг – М.: Издат-во психолого – социального института; Воронеж: Изда-во НПО «МОДЭК», 2010. – 603 с.

64. Шпунтова В.В. К проблеме ценностей: местоположение смысловых универсалий в структуре личности./ Психологические исследования: сб. науч. тр. Выпуск 3. – Самара: «Универс-Групп», 2006. – с. 207-223.

65. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — С. 390.

66. Эрштейн Л. Б. Запретная теория ценностей: психологические и социологические следствия представления ценностей как динамических запретов. - Спб, 2008. - 122 с.

67. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.: Наука, 1979.- 142с.

68. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбасс, 2000. - С.20.

69. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды / П. М.Якобсон; Под ред. Е.М.Борисовой. - М.; Воронеж: МОДЭК, 2008. - 304с.

70. http://www.ipras.ru/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/ bubnova_ss.htmlБубнова С.С., Сытин А.Н. Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования/

71. http://akme31.narod.ru/24.html Завалишина Д. Н. Методологический аспект смысложизненной ценности профессионального труда.

72. http://www.vlad-sadovsk.chat.ru/ magazin4/article5.htm Загоскин М. В. О ценностных ориентациях в психологической науке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: