Общая характеристика памяти. Процессы памяти

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Запоминание материала, его сохранение и последующее воспроизведение — одно из удивительных свойств нашего мозга. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют «следы» в нем, которые могут сохраняться долгие годы (иногда всю жизнь). Связи, сохраняются и оживают, если возбуждения повторяются» или: угасают, если возбуждения не повторяются. В последнем случае усвоенное забывается. О том, что внешние впечатления оставляют в коре мозга человека какие-то «следы», говорят современные опыты, проводимые нейрохирургами. Активная умственная работа, наличие большого количества связей в коре мозга способствует тому, что новые ассоциации возникают легче. Этим объясняется, что специалисты, хорошо знающие какую-либо область знаний, легко и прочно усваивают новые сведения в данной научной отрасли. Школьник тоже лучше запоминает новый учебный материал, если он хорошо знает то, что уже пройдено. Процессы памяти. ЗапоминаниеЭто процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред намеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий: все, что связано с интересами и потребностями человека, с целями и задачами его деятельности. роизвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные при емы запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Воспроизведение и узна вание — процессы восстановления прежде воспринятого. Разли чие между ними заключается в том, что Узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя тии, воспроизведение же — в отсутствие объекта. Воспроизведение может быть непроизволь ным и произвольным. Непроизвольное это ненамеренное вос произведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой. роизвольное воспроизведе ние — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, по лезное. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припом нить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: