Сенсуализм в психологии. Теория Т. Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679) родился в семье священника, окончил Оксфорд, поступил на службу в семью герцога Де­вонширского в качестве гувернера. Был связан с ним всю жизнь. Принимал участие в политической жизни Англии с середины до конца XVII в. На его мировоззрение оказало влияние общение с Ф. Бэконом, Галилеем и Декартом. Согласно Гоббсу, фи­лософия — это наука о телах: о природных, есте­ственных, физических телах и теле человека (философия природы), искусственных телах, или государстве (гражданская, или политическая, фи­лософия), В соответствии с таким видением струк­туры философии Гоббсом были написаны философ­ские работы: «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642). Все, что относилось к об­ласти духовных ценностей, из философии Гоббса исключалось. Он полагал, что мир состоит из телесной субстанции. Ос­новным свойством телесной субстанции является движение. Все психические свойства человека - ощущения, эмоции, мышление — результат, а точ­нее, побочное следствие движений, распространя­ющихся внутри органов чувств, сердца и мозга. Так возникла концепция психики как эпифеномена (побочного продукта) реальных материальных процессов в физическом мире. Механизм мышле­ния описывался Гоббсом через арифметические опе­рации «сложения и вычитания». Мысли человека те­кучи, поэтому их надо фиксировать знаками, метками, что позволяет регистрировать, системати­зировать мысли и сообщать их другим. Появились «названия или имена», которые формируются по усмотрению человека. Главное политическое философское произведение Гоббса — «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Гоббс придерживается взглядов на природу челове­ка, отличающихся от аристотелевских. Аристотель полагал, что человек — это «общественное живот­ное», Гоббс, напротив, считал, что человек — это «атом эгоизма», следовательно, совместная жизнь в госу­дарстве возможна лишь как результат договора. Люди не имеют врожденных преимуществ друг пе­ред другом в умственных способностях, а те разли­чия, которые обнаруживаются между ними, — ре­зультат трудолюбия, просвещения и дисциплины. Умственные способности развиваются при помощи речи и метода (сочетания индукции и дедукции)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: