Томас Гоббс (1588-1679) родился в семье священника, окончил Оксфорд, поступил на службу в семью герцога Девонширского в качестве гувернера. Был связан с ним всю жизнь. Принимал участие в политической жизни Англии с середины до конца XVII в. На его мировоззрение оказало влияние общение с Ф. Бэконом, Галилеем и Декартом. Согласно Гоббсу, философия — это наука о телах: о природных, естественных, физических телах и теле человека (философия природы), искусственных телах, или государстве (гражданская, или политическая, философия), В соответствии с таким видением структуры философии Гоббсом были написаны философские работы: «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642). Все, что относилось к области духовных ценностей, из философии Гоббса исключалось. Он полагал, что мир состоит из телесной субстанции. Основным свойством телесной субстанции является движение. Все психические свойства человека - ощущения, эмоции, мышление — результат, а точнее, побочное следствие движений, распространяющихся внутри органов чувств, сердца и мозга. Так возникла концепция психики как эпифеномена (побочного продукта) реальных материальных процессов в физическом мире. Механизм мышления описывался Гоббсом через арифметические операции «сложения и вычитания». Мысли человека текучи, поэтому их надо фиксировать знаками, метками, что позволяет регистрировать, систематизировать мысли и сообщать их другим. Появились «названия или имена», которые формируются по усмотрению человека. Главное политическое философское произведение Гоббса — «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Гоббс придерживается взглядов на природу человека, отличающихся от аристотелевских. Аристотель полагал, что человек — это «общественное животное», Гоббс, напротив, считал, что человек — это «атом эгоизма», следовательно, совместная жизнь в государстве возможна лишь как результат договора. Люди не имеют врожденных преимуществ друг перед другом в умственных способностях, а те различия, которые обнаруживаются между ними, — результат трудолюбия, просвещения и дисциплины. Умственные способности развиваются при помощи речи и метода (сочетания индукции и дедукции)
|
|