Развитие немецкой психологии в XVIII веке

Доминирующими оставались идеи рационализма и утверждение об активном характере всех познавательных процессов, связанном с врожденной активностью души. Вольф: разработал немецк.психологич.терминологию,заменившей латинскую. Само слово “психология”,стало в Европе известным после выхода книг Вольфа “Эмпирич.пс” (1732) и“Рациональная пс” (1734).Вольф автор теории “психология способностей”. в ней сделана попытка дать научное объяснение различным пс качествам человека. Ведущими положениями психологии способностей были рационалистический подход к познанию и идея спонтанной активности души. душа развивает заложенные в ней образы вещей: смутные - на уровне чувственного познания, ясные- на уровне разума. Если с представлением объекта связывается мысль об удовольствии, душа стремится удержать это представление. Вольф описал различные классы пс.явлений, разделив их на иерархически расположенные группы.для каждой из групп предполагалась соответствующая способность как ее причина и основание. Вольф полагал, что мозговые процессы, коррелирующие с представлениями, порождают мышечные движения, которым соответствуют желания и волевые импульсы. Таким образом, в одном ряду как бы выстраивается нигде не прерывающаяся цепь физических событий, а в другом - психических. Эти ряды неразрывно связаны между собой. Ранее такой принцип параллелизма был выдвинут Лейбницем. Так психофизич проблема (отнош пс явлений к природе в целом) была превращена Вольфом в психофизиологиче (отнош.пс.явлений к мозгу). главным объектом критики стало учение Вольфа о способностях. Сам Вольф возводил его к учению Аристотеля о потенциальном и актуальном знании. У Вольфа же представления об объектах суть самопорождения нематериальной сущности. При отделении способности от реального взаимодействия организма с объектом она неизбежно становится самост, ничем не обусловленной силой. Но, отвергая понятие о способностях, которое было подвергнуто решительной критике И. Ф. Гербартом, немецкая психология оставляла в неприкосновенности другую идею Вольфа - о спонтанной активности души, порождающей в силу собственных творческих потенций весь мир представлений и стремлений. Идея психической причинности перешла от Лейбница через Вольфа, Канта и Гербарта к Вундту, писавшему о апперцептивной активности души, являющейся основой высших психических функций.В трудах И. Канта “Критикачистого разума”, “Метафизика морали” понятие апперцептивной (спонтанной) активности соединилось с учением об априорных, т.е. существовавших до опыта, до начала процесса познания, видах знания.Кант, исходя из законов Ньютона, пришел к выводу, что ощущения могут возникать только под действием внешнего толчка, побуждения,т.к. сами они пассивны. Такой подход позволял объяснить, каким образом у человека формируется понятие о форме, цвете или назначении конкретных предметов, так как звук или тактильное прикосновение может стать внешним побуждением к ощущению. Все познаваемое ученый разделял на “явления”, кот.можно познать, и “вещи в себе”,кот.непознаваемы. Истинное познание явлений происходит при эксперимент. исследовании. Предназначение психологии - описание проявлений психич жизни, но не их объяснение. Вещи в себе, которые не доступны исследованию, представляют собой то самое априорное знание, которое усваивается человеком без опоры на чувственный опыт, благодаря активности души, о которой писал еще Вольф. Эти априорные знания касаются не только внешних, но и внутренних феноменов, например понятия “Я”, которое невозможно вывести только из данных рефлексии.Главный этический принцип, сформулированный Кантом, не потерял своей актуальности и в наше время - человека нельзя рассматривать как средство для достижения цели, он сам есть цель. Кант считал, что существует обязательный для всех людей этический закон, которому они должны следовать. Этот закон, получивший название морального императива, гласил, что человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли стать всеобщими.

22.Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Непосредственные предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки.1.Физиология и учение о рефлексии2.начало изучения времени реакции3 психофизика Вебера и Фехнера закон:интенсив.ощущ.пропорциональна интенсив.раздрадения.4психофизиология Герман Гельмгольц5. учение Дарвина6.французская психиатрия7развитие математических методов – Ф. Гальтон.8Психометрия-источникэксп.пс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: