Общественный строй саков

Социальное устройство сакского общества раскрывается на основе археологических материалов. Различия между громадными некрополями сакской знати и рядовыми погребениями наглядно убеждают в далеко зашедшей имущественной поляризации и дифференциации общества. Оно охватило всё население. Но в кочевом скифо-сакском обществе неравенство было скрыто под сильным покровом генеалогических связей.У кочевников род с настоящими кровнородственными отношениями, постепенно уступало место общине, формировавшейся благодаря фиктивным схемам родства. И экономические интересы преобладали в процессе формирования «нового» ряда. Это было универсальным явлением для всей Евразии. Этот переход от первобытности к государственность и получившее название «военной демократии».Вожди сакских племен обладали немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войско. Этому способствовала жесткая организация власти. Сакское общество подразделялось на военную аристократию и простых саков. Особый интерес представляют царские курганы. Так, объем насыпи из камня, дерева, земли и щебня Бесшатырского кургана составляет 80 тыс. м3, на сооружение его было затрачено до 60 тыс. человеко-дней. Самые большие курганы достигают высоты 15-20 м, при диаметре до 100 м.Высока была роль народного собрания. В нём равноправное участие принимало всё взрослое мужское население страны. Место человека определялось родоплеменной принадлежностью, его личными качествами. Преобладающим слоем населения были рядовые кочевники. Кочевники строили взаимоотношения с соседними племенами посредством взимания дани с земледельцев и т.д.В схематическом плане структуру общественного сакского периода можно представить следующим образом: (семейно-родственная группа), племя (кочевая община, состоящая из нескольких патронимических групп), союз племен (конфедерация племен одного генеалогического корня, с потестарными функциями власти и начальной формой государственности). Важной было племя для которого характерно: собственная территория, имя, диалект, общность религиозных представлений и культовых обрядов, существования племенного совета для осуждения дел, верховного вождя-военачальника.В обществах ранних кочевников Казахстана существовало предание о священных дарах, как о символе общественного устройства. Таковыми легендами являются генеалогический свод, связанный с именами первопредков Таргитая Колаксая, а также о священных дарах упавших с неба - чаши, секиры, плуга и ярма - олицетворяющих жречество, воинское сословие и производителей, т.е. три основные группы населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: