Вопрос № 49. Политика перестройки, замыслы и результаты

В перестройке можно выделить три крупных этапа:
1) 1985 – 1986 гг.,
2) 1987 – 1988 гг.

3) 1989 – 1991 гг.
Вструктуре и механизме функционирования высших и местных органов государственнойвласти — Советов — в 1985—1988 гг. изменений практически не произошло.По-прежнему формально высшим органом власти был двухпалатный Верховный СоветСССР, регулярно собиравшийся на свои сессии, на которых он утверждал решенияпартии и правительства. С 1985 по 1988 г. Председателем Президиума ВерховногоСовета был А. А. Громыко. В октябре 1988 г. председателем был избран М. С.Горбачев, а его первым заместителем — А. И. Лукьянов.
На местах власть по-прежнему юридически принадлежала Советам различных уровней,выбранных на основе “нерушимого блока коммунистов и беспартийных”.Исполнительная власть принадлежала исполкомам Советов (на уровне республик —Советам Министров), которые были чисто бюрократическими органами. Формально онибыли подотчетны Советам, реально же подчинялись лишь вышестоящим инстанциям.Деятельность их также контролировалась комитетами партии различного уровня.Изменилась в этой системе лишь терминология: модно стало говорить о борьбе сбюрократизмом, о демократизации и гласности.
Поистинереволюционные преобразования в организации государственной власти в страненачались лишь после 1988 г. В декабре 1988 г.12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла закон “Об измененияхи дополнениях Конституции (Основному Закону) СССР”, содержанием которогобыло изменение избирательной системы в СССР, принципов выборности народныхдепутатов СССР и принципов, функционирования государственных органов. На основеэтих изменений весной 1989 г.были проведены выборы народных депутатов СССР, а весной 1990 г. народных депутатовсоюзных, автономных республик и местных Советов. Депутаты избирались сроком на5 лет.
С1989 г.изменилась сама структура выборов в органы власти. Прежде всего был отменен“нерушимый блок коммунистов и беспартийных” при одном кандидате на однодепутатское место. Теперь выборы стали альтернативными и состязательными. Этоозначало, что на одно депутатское место претендовало несколько кандидатов.
Однакокроме выборов по территориальным округам в 1989 г. были проведенывыборы от так называемых общественных организаций — от КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС,Союза журналистов. Академии наук и целого ряда других. Это привело к тому, чтобольшая часть руководящей партийно-бюрократический номенклатуры без труда вновьпопала в состав депутатского корпуса страны. В некоторых территориальныхокругах было по одному кандидату, и, как правило, выдвигались по-прежнемусекретари райкомов, горкомов и обкомов, в других местах на одно место было три,четыре и более кандидатов. Позиции кандидатов во многом совпадали. Какконсерваторы, так и демократы, обещали скорейшее повышение жизненного уровня ирешение местных и общегосударственных проблем — одни на основе сохраненияпринципов социализма, другие на основе перехода к рыночным отношениям.
Всегонародными депутатами СССР были избраны 2250 человек: из них рабочих и колхозниковменее 24%, интеллигенции более 27%. Представительство профессиональныхпартийных работников и военнослужащих осталось практически без изменений.
Наl Съезде народных депутатов (май — июнь 1989 г.) М. С. Горбачев былизбран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем —А. И. Лукьянов.На нем же были выбраны депутаты Верховного Совета (всего 542 человека),постоянно действующего законодательного и контролирующего органагосударственной власти, образован ряд комиссий: мандатная, конституционная идр. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР (Н. И. Рыжков),Председателя Комитета народного контроля (В. Г. Колбин), ПредседателяВерховного Суда СССР (Е. А. Смоленцев), Генерального прокурора СССР (А. Я.Сухарев), Главного государственного арбитра СССР (Ю. Г. Матвеев).
Съездрассмотрел вопросы об основных направлениях внешней и внутренней политики СССР,о программе предстоящей деятельности правительства и принял соответствующиепостановления. // Съезд народных депутатов СССР состоялся 12—24 декабря1989 т. На нем были приняты постановления о работе Верховного Совета, былсформирован Совет Министров СССР, избраны и утверждены члены различных комиссийи комитетов. На II съезде были заслушаны отчеты о выполнении экономических исоциальных программ, госбюджета СССР, рассмотрены программы на следующий год.Были внесены поправки в Конституцию СССР по вопросам деятельности съезда,изменения избирательной системы и Конституционном надзоре. В последующем съездынародных депутатов собирались не реже чем 2 раза в год (в 1990 г. съездов было три). Вмарте 1990 г.на внеочередном Съезде народных депутатов СССР Председателем ПрезидиумаВерховного Совета СССР был избран А. И. Лукьянов, должность первого заместителябыла упразднена. Основные законодательные акты принимались Верховным СоветомСССР.
Согласно регламенту, утвержденному на I Съезде народных депутатов, ВерховныйСовет ежегодно созывался Председателем Верховного Совета на две очередныесессии продолжительностью 3—4 месяца. Также собирались внеочередные сессии.Первая сессия Верховного Совета состоялась 7 июня — 4 августа 1989 г. В последующие годыВерховный Совет работал практически непрерывно, за исключением короткихканикул. В промежутке между сессиями работал Президиум ВС Совета и постоянныекомиссии палат и комитетов.
Несколькоиная ситуация имела место в Верховных Советах РСФСР и других республик, вместных Советах. В ряде Верховных Советов союзных и автономных республик в 1990 г. к власти пришлиоппозиционные КПСС силы, в том числе и националистические. Большинствореспублик провозгласили суверенитет, а отдельные заявили о стремленииприобрести независимость в ближайшем будущем. Наиболее интенсивно этот процессшел в республиках Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония) и Закавказья (Армения иГрузия), а также в Молдавии. В том же направлении, хотя и значительномедленнее, развивались события на Украине, в Белоруссии и РСФСР.
После выборов марта — мая 1990 г. в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии,Армении и Молдавии стабильное большинство получили националистические силы. Всреднеазиатских республиках и Азербайджане — силы, поддерживающие КПСС. НаУкраине, в Белоруссии и РСФСР друг другу противостояли близкие по численностиблоки коммунистов и “демократов”.
ВРСФСР было выбрано 1068 депутатов. На I Съезде народных депутатов РСФСР (май—июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета был избран Б. Н.Ельцин, его первым заместителем — Р. И. Хасбулатов, Председателем СоветаМинистров назначен И. С. Силаев. Были выбраны постоянные комиссии, во многоманалогичные союзным, утверждены министры и председатели комитетов. На съезде12 июня была принята Декларация о государственном суверенитете, приняторешение о выработке программы выхода из кризиса. Как и Верховный Совет СССР,Верховный Совет РСФСР созывался на две очередные сессии два раза в род, которыетакже продолжались 3—4 месяца. В марте—апреле 1991 г. была созваначрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, на которой было принято решение овведении поста президента РСФСР и проведении президентских выборов в июне 1991 г. До этого срока Б. Н.Ельцин получил дополнительные права и полномочия.
Внекоторых местных Советах власть также перешла к силам, оппозиционным КПСС.Наиболее наглядно это проявилось в Москве и Ленинграде, где к власти пришло широкое,но достаточно аморфное движение “Демократическая Россия”. В Москвепредседателем городского Совета стал Г. X. Попов, а в Ленинграде — А. А.Собчак. Демократы победили в большинстве районных Советов. Но несмотря наширокие обещания, новые составы Советов не смогли найти решения старых проблем.
Отличительнойчертой функционирования новой власти стала так называемая “война суверенитетов”как на республиканском уровне, так и на местном. Каждый Совет стремился статьвысшим законодательным и исполнительным органом, сконцентрировать в своих рукахмаксимум полномочий, игнорируя во многих случаях соподчиненность.Функционирование государственных выборных органов в 1990—1991 гг. со всейочевидностью показало, что советская система в том виде, в каком она существовала,не приспособлена для успешного выполнения задач исполнительной изаконодательной власти.
Исполнительнаявласть в СССР не претерпела таких серьезных изменений, как законодательная.Наиболее существенным изменением было введение в СССР института президентства. 14 марта 1990 г. первым президентом СССР стал М. С. Горбачев, выбранный на специальнособранном для этой цели чрезвычайном Съезде народных депутатов СССР. Припрезиденте СССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации иПрезидентский совет. Президент получил право издавать указы и постановления,которые имели законодательную силу. В феврале 1991 г. был введен поствице-президента СССР. Вице-президентом был выбран Г. И. Янаев.
Другое серьезное изменение было внесено в работу Совета Министров. В феврале 1991 г. он был переименованв Кабинет министров, и за этим изменением названия стояла серьезнаяновация. Если ранее Совет Министров был подотчетен Верховному Совету СССР, тотеперь Кабинет министров стал подчиняться непосредственно президенту. Хотяпремьер-министр и должен был отчитываться и утверждаться в Верховном Совете, нопрактически он находился в подчинении исключительно президента. Первымпремьер-министром Кабинета министров стал министр финансов В. С. Павлов.
Кабинет министров действовал почти так же, как и бывший Совет Министров.Разница заключалась в том, что было сокращено количество министерств ицентральных ведомств до 55, тогда как в начале перестройки их насчитывалось 125при определенном сокращении всего бюрократического персонала.
Основные итоги:
Переход к рыночной экономике.
Попытки реформировать политическую систему.
Складывание многопартийной системы.
Обострение национального вопроса.
Внешняя политика. Август 1991 г. Распад СССР.

№50 события 1991, распад СССР, образование СНГ и выбор Россией


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: