Общественная мысль и духовная жизнь в России в первой половине XIX в

Россию времени правления Николая I (1825— 1855) нередко называют «фасадной империей»: внешний блеск скрывал острые и болезненные проблемы, стоящие перед страной. Оформились направления общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).
Консервативно-монархическое направление нашло выражение в знаменитой формуле министра народного просвещения С. С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Россия, согласно этой теории, — это самобытная страна, основами бытия которой являются самодержавие, единственная форма правления, которую поддерживает русский народ; православие, исконное воплощение его духовности и надежная опора единовластия монарха; народность, неразрывно связующая самодержца и общество. В монархии сосредоточены интересы страны и народа, вот почему необходимы не отказ от самодержавного принципа управления, а его всемерное укрепление, не преобразования, а сохранение существующего порядка.

Формой существования либеральных и революционных идей в 30—40-е гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных течений русского либерализма тех лет — западничества и славянофильства. И западники, и славянофилы отрицали революционные способы переустройства страны, возлагая главные надежды на силу общественного мнения и готовность власти к преобразованиям. Западники (Т. Н. Грановский) утверждали, что Россия развивается в том же направлении и по тем же законам, что и европейские страны. Она лишь отстает от них, и задача состоит в том, чтобы преодолеть это отставание: отменить крепостное право, ввести конституционные формы правления (Россия должна стать либо конституционной монархией, либо республикой), провести судебную и военную реформы. Идеал для западников — Петр I, решительно двинувший страну на европейский путь, попытавшийся преодолеть ее вековое отставание.
Славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин), напротив, к личности и деятельности Петра I относились весьма критически. Он нарушил исконную самобытность России. В отличие от Европы, допетровская Русь, по их мнению, не знала социальной розни и классовой борьбы. Славянофилы считали необходимым отменить крепостничество, восстановить утраченную связь народа и самодержавной власти, возродить Земские соборы, поддержать крестьянскую общину, освободить ее от опеки помещиков и чиновников.
Революционное направление общественной мысли в 30-е гг. развивалось под влиянием идей декабристов. В 40-е гг. характер революционной мысли изменился. Все большую популярность приобретали социалистические учения.

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры России.

Одним из показателей культурного состояния народа является образованность общества. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Государственные крестьяне обучались в одногодичных приходских школах. В городах были уездные училища, гимназии и кадетские училища. Образцовым учебным заведением был Царскосельский лицей, где давали почти университетское образование. В 1803 – 11 гг. открыты университеты в Петербурге и Казани. Николай первый запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Больших успехов достигла русская наука. Лобачевский создал теорию «евклидовой геометрии». Бутлеров развил основы органической химии. Большую роль в просвещении народа играли газеты и журналы: «Московские ведомости», «Отечественные записки», «Современник». В 1814 г. в Петербурге открыта первая публичная библиотека в России.

В архитектуре трудились Воронихин, Росси, Монферан. Построены такие великие сооружения как: здание Адмиралтейства, Казанский собор, Большой театр, здание Биржи на Васильевском, Исаакиевский собор (классицизм). В 1852 г. Эрмитаж был открыт для публичного доступа.

В развитии литературы большую роль сыграли: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Державин. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, державный образ родины. Широкую известность стал приобретать Н. В. Гоголь. В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.

В первой половине 19 в. оживилась театральная жизнь, в России были государственные театры и принадлежавшие русским аристократам. В музыке широкое распространение получил русский романс. Выдающимся композитором этой эпохи был Глинка. В живописи утверждались романтизм и реализм, представителем которых были Кипренский, Федотов, Брюлов, Иванов.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: