Боровиковский. Художественный анализ портрета Лапухиной

Очень любопытной представляется серия из семи портретов «Смолянок» (1772-1776) – выпускниц Смольного института (института благородных девиц), отличившихся в выпускных спектаклях. Левицкий написал 7 произведений таким образом, что они воспринимаются так для придворной службы и светской жизни. В девочках воспитывали таланты, «приятные в обществе»,- их учили иностранным языкам и русской словесности, изящным манерам, а так же рисовать, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Смолянки разыгрывали французские комедии, выступали в балете. «Смолянок» своих Левицкий писал в ту прекрасную для них пору, когда они получали право на первый выезд в свет.

Перед нами костюмированные портреты, но маски как бы впору моделям. Ребёнок – воплощение «естественного человека», и эти барышни ещё почти дети. Один из лучших в серии – двойной портрет Е.Н. Хрущёвой и Е.Н.Хованской. Одетые в театральные костюмы юные актрисы играют в пасторали. Левицкий чутко улавливает индивидуальные способности каждой их изображенных. Бойкая и шаловливая Хрущева, играющая кавалера, уверенно чувствует себя на сцене. Она с неподдельным удовольствием, легко и естественно ведет свою партию. Вторая героиня портрета, Хованская, совсем иная. Её высокая, по – детски угловатая фигура в пышном кринолине кажется неловкой. Она напряжённо замерла в указанной ей позе, и никакие ухищрения не могут заставить Хованскую быть кокетливой и жеманной, как того требует роль. Девочки изображают взрослых.

Памятник сделан по заказу Екатерины Великой. Надпись на гранитной глыбе: «Петру первому Екатерина вторая».

«Медный всадник» - выдающийся шедевр монументальной скульптуры, один из символов Петербурга. Замысел прост и понятен: фигура Петра олицетворяет правителя и победителя (скульптор одел в подобие античного костюма), гранитная глыба – символ преодоления трудностей, а змея – эмблема зависти и злобы. Простертая рука – это жест повелителя, и жест основателя города. Памятник изображает Петр верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венец – символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления.

Памятник решено было установить на цельном камне в форме волны: в память о том, что именно Петр Великий завоевал для России выход к морю. Подходящий камень был найден в 1768 году на берегу Финского залива. Камень, весящий 1600 тонн, был прозван «гром - камнем». Доставка огромного камня к месту закладки памятника заняла 9 месяцев: 400 человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, а затем, на барже, переправляли его по воде. В течение этого долгого пути десятки мастеров – каменотесов придавали камню задуманную скульптором форму.

Название «Медный всадник», придумал Пушкин, когда давал название своей знаменитой поэме.

В 1775 году началась отливка памятника.

Памятник был закончен в 1778 году, а через четыре года установлен на Сенатской площади.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: