Литва и Москва

Однако объединение русских земель под властью Литвы не имело реальных перспектив. Вопрос о вероисповедании оставался главным предметом противоречий литовцев и русских. Неприемлемыми для многих православных оказались Флорентийская 1439 г. и Брестская 1596 г. церковные унии. Вследствие этого многие православные князья переходили в Московское государство. В конце XV в. это делают князья верхнеокских областей — Новосильские, Одоевские, Воротынские, Белевские, Вяземские. Это означало присоединение к Московскому государству и их “отчин”. В 1500 г. от Литвы отторгаются владения князей Черниговских и Новгород-Северских. В начале XVI в. Литва должна была отдать Москве десятки городов, в том числе Смоленск. Стремление к воссоединению с Россией существовало и среди знати южнорусских земель.

В результате Люблинской унии 1569 г. Литва была объединена с Польшей, вследствие чего возникло новое государство — Речь Посполитая (в переводе: республика). Для Литвы это означало передачу Польше Волыни, Киевщины и Подолии. Но и в самой Польше выборная королевская власть не могла обеспечить единства общества. В течение XVII— XVIII вв. Речь Посполитая постепенно ослабевает и в конце концов становится жертвой раздела между Австрией, Пруссией и Россией. Избыток демократии для дворянства при отсутствии идеала порядка оказался пагубен для ее независимости, так же как избыток демократии для народа в Новгороде.

Однако значение Литовско-русского государства нельзя недооценить. В его пределах сформировались две из трех наций, являющихся наследниками культуры восточных славян и Киевской Руси: украинцы и белорусы. Знать и горожане, переселявшиеся из Литвы в Московское государство, приносили опыт жизни на основе европейских ценностей.

Билет№6

Вопрос№1

Культура России в 16 -17в.

В 17

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связанно проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней советских элементов. Этот процесс получил в литературе название - «обмирщения» культуры (от слова «мирской» - советский). Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремились ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от Москвичей - в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район ул. Баумана). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившейся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т.д. Расширению политических и культурных связей со странами Западной Европы способствовала воссоединение Украины с Россией. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. В течении одного дня на распродаже в Москве (1651г.) было распродано 2400 экз. «Букваря» В.Ф. Бурцева. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648г.) и таблица умножения (1682г.). В 1687г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики(искусство и знанье писать стихи,),диалектики, философии... до богословия». Возглавили академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки. В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике, в наблюдении за природой. Значительный взгляд в развитии географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой Е.П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носит город Хабаровск. В XVII в. созданы последние летописные сочинения. «Новый летописец» излагал события смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых н царский престол. Центральное место в исторической литературе занимали заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказания Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в. Проникновение светских начал в литературу связанно с появлением в XVII столетии жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий). Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая началась с момента образования Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр, просуществовавший лишь четыре года. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр - театр скоморохов и Петрушки. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехсторонняя крыша сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступила место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России. Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название «нарышкинского», или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др. В XVII столетии получает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном силе Коломенское. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. Тенденции к реалистичному изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи - «парсуны» (персоны), изображающий реальные персонажи. Однако техника художника была ещё аналогична иконописной, т.е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: