Маковец». Задачи кружка, хар-ка метода, представители

«Маковец» -- объединение московских художников (1921--1927), символически именовавшееся так в честь легендарного холма Маковец, на котором Сергием Радонежским «положено основание Свято-Троицкой лавры» -- по выражению П. А. Флоренского, «средоточной возвышенности русской культуры». Объединение возникло в период между вёснами 1921 и 1922 годов. Движение подразумевало созидательное, примиряющее духовное начало на основе преемственности культурной традиции, что выражено уже в самом имени его. В этот сравнительно короткий период на выставках объединения экспонировались произведения нескольких десятков художников, в журнале «Маковец» печатались стихи и философские статьи.

Хроника

1921, весна -- «Организуется инициативная группа художников и литераторов: В. Н. Чекрыгин, Н. М. Чернышёв, позже -- Л. Ф. Жегин (Шехтель), С. В. Герасимов, (неразб.), Амфиан Решетов (Н. И. Барютин), позже -- Н. М. Рудин, Е. Шеллинг». Наиболее ранняя дата, после которой можно говорить о возникновении идеи нового общества, по-видимому 29 марта 1921, когда Н. М. Чернышёв отметил в своих записках: "Подписали о выходе из «Московского салона» -- я, Герасимов, Григорьев, Якимченко… "; -- 28 июня 1921: «Состоялось организационное собрание художников в присутствии Чекрыгина, Амф. Решетова, меня, Герасимова, Жегина, Кадлубинского, Рудина и Пестеля. Обсуждался по пунктам „последний манифест“, написанный Чекрыгиным».

1921, декабрь -- выход группы из машковского «Мира искусства» (совпал с избранием в председатели «Мира искусства» Лентулова). Вышли: Н. М. Чернышёв, С. В. Герасимов, Л. Ф. Жегин, В. Н. Чекрыгин, В. Е. Пестель, Н. М. Григорьев, С. М. Романович, М. С. Родионов, Е. О. Машкевич (последние два были там как экспоненты).

1921, 25 декабря -- «Сосотоялось собрание в редакции у А. Н. Чернышёва (брата Н. М. Чернышёва), где прошло название журнала „Маковец“… Одновременно с журналом у нас организуется выставка».

В своих воспоминаниях о движении Н. М. Чернышёв отмечает, что само название воспринималось публикой по-разному, определённо, истинное, символическое значение его уже мало кто мог себе в то время представить -- это был, хоть и не агрессивный, но вызов: «„Маковец“, маковка (макушка, вершина). Искали русское название. Из публики некоторые догадывались, что от маковки, некоторые -- от мака».

После «Ослиных хвостов», «Пощёчин общественному вкусу» -- впервые заговорили о моральной значимости искусства; отсутствие общепризнанного художественного идеала, стремление к синтезу, целостному художественному образу.

Первоначальные планы, если и не были претенциозны, то, определённо, предполагали создание достаточно устойчивого культурного объёдинения, способного духовно ориентировать большую группу художников, нуждающихся именно в таком векторе развития творчества: «Само собой разумеется -- группа „Маковец“ не являлась очередным измом. Это поиски того широкого, объективного пути, который всегда так искали художники, сознавая необходимость единого руководящего идеала».

1922, январь -- вышел первый номер «Маковца», в издательстве под общей редакцией А. Н. Чернышёва. В работе журнала участвовали: Л. Жегин, С. Герасимов, М. Родионов, Л. Бруни, К. Истомин, Н. Крымов, А. Фонвизин, А. Шевченко, В. Пестель, Н. Синезубов, В. Чекрыгин.

1922, 11 января -- «3-е собрание выставочной группы, принявшей тоже название журнала…»

1922, 30 апреля -- выставка Союза художников и поэтов «Искусство -- жизнь» («название принято не единолично по предложению А. В. Шевченко»)

1922, 14 июня -- «Собрание союза художников и поэтов, посвящённое памяти В. Н. Чекрыгина (3 июня 1922)»

1922, июль -- вышел второй номер журнала «Маковец» -- посмертный Чекрыгинский; «1-я выставка вызвала надлом… Полоса засилья натурализма. Начинается его преодоление».

Многие члены «Маковца» стремясь к символичности и драматически-философской насыщенности образов, обращались к традициям европейского романтизма, русской средневековой живописи и лубка. Ряду художников «М.» были свойственны поиски героико-монументального стиля. Противоречивость установок привела в 1926 к распаду объединения. «М.» организовал три выставки (1922, 1924, 1925), выпустил журнал «Маковец»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: