Россия во второй половине XVIII века. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

Император Петр III собирался 29 июня отметить день своих именин в Петергофе, где его должна была ожи­дать Екатерина. Воспользовавшись отсутствием императора в столице и испугавшись, что заговор против него раскрыт, 28 июня 1762 г. гвар­дейские офицеры во главе с братьями Орловыми и жены Петра III Ека­терины совершили дворцовый переворот. Измайловский и Семеновский гвардейские полки восторженно поддержали новую правительницу, ко­торая в Казанском соборе Петербурга была провозглашена самодержав­ной императрицей. В Зимнем дворце был прочитан Манифест о восше­ствии Екатерины II на престол. Ей присягнули Сенат и Синод. На сле­дующий день
Петр Ш подписал отречение от престола. Еще через не­сколько дней он умер. В столице было объявлено, что император скончался от геморроидальной колики. Он был похоронен в Александро-Невской лавре без оказания царских почестей.

Екатерина II Великая (1762-1796) вступила на русский престол 33 лет от роду и правила практически всю вторую половину XVIII столе­тия, которую стали называть екатерининским периодом или эпохой ЕкатериныII..

20.Россия в первой четверти XIX века. Проблема реформ в правительственной политике.
Александр I взошел на российский престол, намереваясь создать конституцию, гарантировавшую всем подданным личную свободу и гражданские права. Но ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их “екатерининских стариков”. Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет “по законам и по сердцу” Екатерины II.
5 апреля 1801 был создан Непременный совет, получивший право опротестовывать действия и указы царя. В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту.
Ко времени коронации Александра I (сентябрь 1801) Непременным советом были подготовлены проект “Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой”, содержавшей гарантии основных гражданских прав подданных, проект манифеста по крестьянскому вопросу и проект реорганизации Сената. Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20 февраля 1803 указа о “свободных хлебопашцах”, разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю и закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян.
Параллельно Александр I осуществлял административную реформу и реформу образования.

21.Общественное движение в России в первой половине XIX века.

Либерализм в России, возник как идеология в период кризиса феодально-крепостнического. Либерализм никогда не был решающей силой в политической борьбе. Находясь в оппозиции к самодержавию и стремясь к власти, он действовал преимущественно легальными средствами, постоянно колеблясь между правительством и революционным движением
Становление идеологии русского Либерализма началось спорами западников (либералы) и славянофилов (консерваторы) о путях развития страны на рубеже 1830—40-х гг
В годы общественного подъёма после поражения царизма в Крымской войне 1853—56 русский Либерализм выступил с требованиями отмены крепостного права и предоставления некоторых буржуазных свобод (свободы совести, общественного мнения и печати,отмены сословных привилегий, итп).
По сравнению с европейским русский либерализм, был более склонен к компромиссам с ним.
Консерватизм в России в первой половине 19 века выражала и представляла "Теория официальной народности" - собственная идеология российского самодержавия, на основании которой воспитать преданное самодержавию молодое поколение.
Главным идеологом самодержавия стал Уваров, выдвинувший "теорию официальной народности" - противопоставление дворянско-интеллигентской революционности и пассивность народных масс, наблюдавшихся с конца ХVIII в. Пассивность крестьянства, его патриархальная набожность, стойкая вера в царя изображались в качестве "исконных" и "самобытных" черт народного характера. Уваров утверждал, что Россия "крепка единодушием беспримерным – здесь царь любит Отечество в лице народа и правит им как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: