Общественное движение в России в 30-50-н годы ХIХ века. Теория «официальной народности», западники, славянофилы, революционные демократы

В общественном движении второй четверти ХIХ века началось размежевание трех идейных направлений: консервативного, либерального и радикального.

Консервативная идеология была призвана обосновать незыблемость самодержавия и крепостничества. В 1832 году министр народного просвещения граф Уваров разработал теорию «официальной народности»: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие объявлялось единственно приемлемой для России формой правления, крепостное право – благом для народа, православие – основой его духовной жизни. Говорилось об отсутствии основы для социальных противоречий в России. Из всего этого делался вывод о ненужности и нецелесообразности социальных преобразований.

Либеральная идеология рождалась в спорах западников и славянофилов. Это были представители дворянской интеллигенции. Они хотели видеть Россию могучей и процветающей в кругу других европейских стран, выступали за принятие Конституции, введение буржуазных свобод, ограничение или отмену крепостничества, против революции.

Западники идеализировали Петра I, начавшего процесс европеизации страны, и считали, что прогрессивное развитие России возможно только на основе использования европейского опыта.

Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра I за то, что он свернул Россию с ее исконного пути, считали православие единственно правильной религией, изучали крестьянскую общину как особый социальный институт.

Радикальное направление было связано с проникновением с Россию социалистической идеологии и представлено революционными демократами (Белинский, Герцен, Огарев, Буташевич-Петрашевский). В 40-е годы наблюдался новый подъем общественного движения. Был организован кружок петрашевцев, где изучались идеи французского социалиста-утописта Фурье, разрабатывались проекты освобождения крестьян и подготовки крестьянской революции. Кружок был раскрыт.

Первым в русском общественном движении социалистическую идеологию воспринял Герцен. Он разработал теорию русского «общинного социализма», считая, что Россия может миновать капитализм и перейти к социализму, так как у нее есть такой институт, как крестьянская община – ячейка социализма. В ряде работ Герцен говорил о революции, в других отрицал насильственные пути изменения существующего строя.

Воп 12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: