Либерально сонархическая оппозиция в 70 -90 гг 19 в

На рубеже 70-80-х гг. либеральная политическая мысль развивалась вокруг вопросов расширения самоуправления и создания центральных представительных органов. В либеральных кругах широко обсуждалась торгово-промышленная политика правительства, система налогообложения, а также внешнеполитические события, особенно на Балканах. Либерализм различных оттенков проникал в деятельность творческой интеллигенции и благодаря яркой художественной форме и основательной научной аргументации порой приобретал острую оппозиционную окраску и имел широкие общественные отклики. Выступая против пережитков крепостничества, произвола властей, репрессий царизма по отношению к печати и литературе, либералы не стремились к социальному перевороту, ограничивая свои требования лишь устранением крайностей российского самодержавия. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Главной формой их протеста были адреса и ходатайства на имя царя с предложением программы преобразований. Наиболее «левые» иногда использовали конспиративные совещания.

Либеральный лагерь не имел своих политических организаций и состоял из стихийно развивавшихся течений. Наибольшим радикализмом отличалось земское либеральное движение. В период революционной ситуации 1879-1881 гг. многие земства откликнулись верноподданническими адресами к правительству, в которых содержались высказывания о бедственном положении народа, о целесообразности введения конституции, «неприкосновенности прав личности», свободы слова и т.д. Некоторые представители «левого» крыла земского движения требовали даже созыва Учредительного собрания. Видный представитель земского либерализма И.И.Петрункевич заявлял, что конституция, «данная сверху», уже не в состоянии удовлетворить интересы народа, и только орган, созданный самим народом, может решить назревшие вопросы. Появление столь радикальных голосов в земской среде объяснялось остротой революционной ситуации. Однако земский либерализм не выдвигал требований изменения экономического положения народа, ликвидации помещичьей собственности, что резко снижало значение его призывов. Кроме того, основная часть земских деятелей не поддерживала столь решительных заявлений и оставалась на умеренных позициях Земская оппозиция была представлена в основном дворянско-помещичьими деятелями, взгляды которых царизм не мог полностью игнорировать.

С критикой экономики страны выступала либеральная печать (журналы «Русская мысль», «Вестник Европы»). Разбирая причины упадка крестьянского хозяйства, либеральные публицисты с тревогой писали о высоких выкупных платежах, малоземелье крестьян и их голодном существовании. Наиболее подробное освещение эти вопросы получили в статьях К.Д.Кавелина, К.К.Арсеньева, А.И.Кошелева. Выражая недовольство положением трудящихся, либералы стремились предотвратить социальные конфликты. Касаясь способов предотвращения революционной опасности, либеральная публицистика призывала к народному представительству хотя бы в умеренной, законосовещательной форме.

Таким образом, особенности российского либерализма, определяемые политической слабостью буржуазии, состояли в его дворянском характере, близости к консерватизму, боязни народного «бунта» и действий радикалов.

Воп 17

. Либеральное народничество. После разгрома “Народной воли” (1881—1885) значительную роль стало играть реформистское либеральное народничество. Оно проповедовало мирный путь социальных преобразований, теорию малых дел в сферах культурно-просветительской и народно-хозяйственной. Либеральные народники считали, что в России идет только “игра в капитализм”, поэтому еще есть возможность его избежать, а для этого надо поддерживать общину, артели, т. е. народное производство, покупать землю для крестьян у казны, помещиков, бороться за социальное равенство. Фактически либеральное народничество, не желая того, содействовало развитию капитализма. Идеолога либерального народничества Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниэльсон подчеркивали решающую роль личности в истории. Они полагали, что исторический процесс во многом зависит от деятельности выдающихся личностей, героев, которые двигают историю вперед через все препятствия. Они отказались от революционной агитации среди крестьян, которая не дает никаких результатов.

Социальную основу либеральной идеологии составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Либералы отстаивали идею об общем с Западной Европой пути развития России. Они выступали за введение конституционных начал, демократических свобод, продолжение реформ. Политическим идеалом их была конституционная монархия. Либералы были сторонниками эволюционного пути развития России, через реформы. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Главной формой их протеста были адреса и ходатайства на имя царя с предложением программы преобразований.

Идеологами либералов были ученые, публицисты, земские деятели (Чичерин, Кавелин, Родичев и др.). Их организационной опорой являлись земства, научные общества, журналы «Вестник Европы» и «Русское богатство». Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции самодержавию. Они, как и консерваторы, боялись народного бунта и действий радикалов.

Воп 18


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: