Международные отношения и внешняя политика СССР в середине 40-х середине 80-х годов

. Вторая мировая война привела к значительным геополитическим изменениям в мире, а особенно, в Европе. Самостоятельная роль Германии была сведена к минимуму, Франция отошла на вторые роли, экономика Англии была подорвана. Для США ситуация оказалась более благоприятной: «новый курс» Рузвельта и бурное развитие хозяйства привели к экономическому росту и социальной стабильности. Достигнутая экономическая и военная мощь давали возможность США играть доминирующую роль и в Европе, и во всем послевоенном мире.

Казалось, что сложившаяся в годы войны антигитлеровская коалиция гарантирует мирное развитие человечества, но вторая половина 40-х гг. явилась временем охлаждения отношений, а потом и начала «холодной войны». Этот термин был введен в оборот государственным секретарем США Д.Ф. Даллесом. Вопрос о том, кто виноват в развязывании «холодной войны», не имеет четкого однозначного ответа. Нет достаточных оснований для оправдания одной стороны и обвинения другой. Резкая смена внешнеполитического курса США была в некотором роде спровоцирована идеологией сталинского руководства. Между бывшими соратниками накапливались политические противоречия. Массовые идеолого-политические репрессии в СССР превратили сталинизм в своеобразное политическое пугало, что облегчало работу людей, выступавших против сотрудничества с Советским Союзом. Сталин, в свою очередь, считал, что долговременные стабильные отношения с Западом поддерживать невозможно.

Первым проявлением «холодной войны» была речь бывшего премьер-министра У. Черчилля, которую он произнес в марте 1946 г. в Фултоне (США) в присутствии президента Г.Трумэна. У.Черчилль выступил с обвинением СССР в создании «железного занавеса» и призвал западные страны бороться «с экспансией тоталитарного коммунизма». США и Англию очень пугало то, что страны, освобожденные Красной Армией, вовлекались в орбиту влияния СССР.

США пытались противостоять этому всеми доступными способами. В 1947 г. внешнеполитический курс США на европейской арене получил экономическое обоснование в «плане Маршалла». Государственный секретарь США Дж. Маршалл выступил с речью в Гарвардском университете, в которой европейским странам была предложена помощь для восстановления экономики. Условием ее получения являлось исключение коммунистов из составов правительств. Под давлением СССР все восточно-европейские страны отказались от предложенной помощи.

Наиболее остро разногласия между СССР и Западом проявились по германскому вопросу. Решение о разделе Германии было удачно найденным компромиссом, после того, как представители Запада не согласились на создание общегерманского правительства, на чем настаивал Советский Союз. Но уже в 1946 г. была создана объединенная англо-американская зона, а в мае 1949 г. была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ответ на это в советской зоне оккупации в октябре 1949 г. было провозглашено создание Германской Демократической Республики (ГДР).

Отказавшись от участия в реализации «плана Маршалла», в 1949 г. страны Восточной Европы (Албании, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия) вместе с СССР создали собственную международную экономическую организацию – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Ее основными задачами стали материальная поддержка стран просоветского блока, а также их экономическая интеграция.

В апреле 1949 г. по инициативе США был создан военно-политический союз – организация Североатлантического договора (НАТО), в который вошли США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. Позже к НАТО присоединились Турция и Греция (1952 г.), а также ФРГ (1955 г.).

В восточно-европейских странах были размещены гарнизоны Красной Армии, и уже к середине 1947 г. на смену коалиционным демократическим правительствам пришли коммунисты. Новые коммунистические правительства во всем ориентировались на Советский Союз. Единственным государством, решившим вести самостоятельную политику, стала Югославия. За это своеволие, выразившееся в желании создать Балканскую федерацию, СССР прекратил экономическую помощь Югославии и 25 октября 1949 г. прервал с ней дипломатические отношения.

Летом 1950 г. «холодная война» едва не переросла в «горячую». На Дальнем Востоке началась корейская война между Севером и Югом. Она стала практически открытым военным столкновением между противоборствующими блоками. Советский Союз и Китай оказывали политическую, материальную и людскую помощь Северной Корее, США – Южной. Война шла с переменным успехом. Ни одной из сторон так и не удалось добиться решающего военного перевеса. В июле 1953 г. в Корее установился мир, но страна осталась расколотой на два государства, которые сохранились и до настоящего времени.

Для СССР итоги Великой Отечественной войны носили двойственный характер. С одной стороны, чрезвычайно возрос международный авторитет СССР. Советский Союз обладал самой многочисленной армией в Европе (11 млн. 365 тыс.), значительно увеличилась его территория. Военная мощь и право победителя подкрепляли амбиции советского руководства, его притязания на роль полноправного партнера Запада и в первую очередь США в решении международных проблем. С другой стороны, цена победы для СССР оказалась непомерно велика. Ущерб, по данным Чрезвычайной комиссии, составил 2 млрд. 569 млн. руб. Страна понесла огромные человеческие потери, 76% потерь приходилось на мужчин.

Тяжелые последствия имела оккупация значительной части территории Советского Союза, страна потеряла почти треть своего национального богатства. Несмотря на создание в годы войны мощной промышленной базы на востоке страны, значительное повышение производительности труда в промышленности, общий объем промышленного и сельскохозяйственного производства снизился, валовая промышленная продукция в 1945 г. не достигла уровня 1940-го.

Постепенно жизнь страны перестраивалась на мирный лад. Были отменены обязательные сверхурочные работы, восстановлены выходные дни и отпуска, началась постепенная демобилизация военнослужащих, была проведена частичная конверсия военной промышленности, в декабре 1947 г. были отмены карточки на продовольственные и промышленные товары.

Главной задачей страны стало быстрое восстановление народного хозяйства. Основной упор по-прежнему делался на развитие тяжелой индустрии. Подъем экономики начался с 1947 г., достигнуто это было за счет возобновления производства на освобожденных территориях. Восстановленные предприятия оснащались оборудованием, вывезенным из Германии в счет репараций.

Трагичным было положение в сельском хозяйстве. В 1945 г. сбор урожая был вдвое ниже, чем в 1940 г. В 1947 г. колхозникам было «настоятельно рекомендовано» продать государству мелкий скот, который разрешалось держать на приусадебном участке. Были повышены налоги с доходов от торговли на колхозных рынках, торговать на рынках можно было только при наличии специального разрешения, подтверждавшего, что колхоз полностью выполнил свои обязательства перед государством.

Денежная реформа 1947 г., заключавшаяся в обмене старых банковских билетов (10 старых рублей за 1 новый рубль), была более выгодна вкладчикам сберегательных касс, а не крестьянам, державшим свои деньги на руках.

В 40-е гг. изменился менталитет советского общества. В экстремальных условиях власти было труднее осуществлять тотальный контроль, люди чаще принимали самостоятельные решения. Многие побывали за границей, увиденное там подорвало веру в мифы о кризисе капитализма, о нищете трудящихся. Победа давала надежду на прекращение борьбы с внутренними и внешними врагами, на улучшение жизни.

Однако с возвращением к мирному времени власти попытались восстановить контроль над умами. В СССР стал формироваться «железный занавес», постепенно перекрывались все каналы и источники информации, идущей с Запада, любые контакты с иностранцами были чреваты обвинением в шпионаже. Пропагандой внушались идеи о превосходстве всего советского, что лишало смысла изучение западного опыта. В 1947-1948 гг. широко проводилась компания по борьбе против «тлетворного влияния Запада», «раболепия и низкопоклонства перед иностранщиной и буржуазной реакционной культурой». Была усилена цензура, появились «черные списки» произведений. В 1948 г. появилось Постановление ЦК КПСС «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в которых они обвинялись в проведении чуждой идеологии.

В политической жизни СССР в послевоенные годы наблюдается ужесточение контроля над обществом. После войны в состав руководящих органов входят новые люди. Разгорается борьба между группировками Маленкова и Жданова, имевшими разногласия почти по всем вопросам. Сталин лавировал между ними, поддерживая до одного, то другого. Огромным престижем в то время пользовалась армия. Опасаясь роста влияния военных, а в частности, Г. Жукова, Сталин снял его с поста замминистра Вооруженных Сил и главнокомандующего сухопутными силами и отправил командовать Одесским военным округом. Имя Жукова даже не упомянули в связи с трехлетней годовщиной штурма Берлина.

5 октября 1952 г. открылся XIX съезд ВКП (б). На этом съезде произошли изменения в политических структурах на вершине партийной иерархии. Было ликвидировано Политбюро, состав Президиума был значительно расширен за счет молодых кадров, что ослабило влияние старой гвардии, было принят новое название партии (КПСС) и новый партийный Устав.

В январе 1953 г. была арестована группа врачей, которые якобы неправильно лечили руководящих деятелей Советского Союза. Все это свидетельствовало о новом этапе чисток и репрессий. Но 1 марта 1953 г. у Сталина произошло кровоизлияние в мозг, а 5 марта 1953 г. он скончался. Только после смерти Сталина было принято Постановление Президиума ЦК о реабилитации и освобождении врачей.

2. Еще в ходе Великой Отечественной войны, на Тегеранской конференции 30 ноября 1943 г. И.В. Сталин заявил, что Советский Союз претендует на порты Кенигсберг и Мемель, а также на соответствующую часть Восточной Пруссии. Свои требования он обосновал тем, что СССР нуждается в незамерзающих портах на Балтийском море. 9 апреля 1945 г. советскими войсками был взят Кенигсберг. После разгрома фашистcкой Германии и ее капитуляции в пригороде Берлина Потсдаме, в июле-августе 1945 г. состоялась конференция держав-победительниц – СССР, Великобритании и США. На этой конференции было принято решение о ликвидации Восточной Пруссии. Северная часть Восточной Пруссии вместе с городом Кенигсбергом, площадью более 15тыс.км2, была передана СССР.

После окончания военных действий в Кенигсберге и на территории Восточной Пруссии действовала военная администрация – Временное управление по гражданским делам при военной комендатуре г. Кенигсберга, созданное Военным Советом 3-го Белорусского фронтом 10 мая 1945 г.

19 ноября того же года было создано новое Временное управление по гражданским делам с более широкими полномочиями.

7 апреля 1946 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ «Об образовании Кенигсбергской области в составе РСФСР», а Советом Министров был принят Указ «Об административном устройстве города Кенигсберга и прилегающего к нему района». Было создано областное управление по гражданским делам, а также три городских и четырнадцать районных управлений.

4 июля 1946 г. Кенигсберг был переименован в Калининград, а Кенигсбергская область – в Калининградскую, в честь Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинина. В июле 1947 г. было окончательно определено административно-территориальное деление области и областного центра. В областном центре было образовано 4 района (Балтийский, Ленинградский, Московский и Сталинградский).

В сентябре-октябре 1947 г. в городах были переименованы улицы и площади. Большинство улиц получили имена героев Великой Отечественной войны или воинов, павших в боях за Восточную Пруссию. В топонимике нашли свое отражение и многие первые предприятия Калининграда (Вагоностроительная, Портовая). Ряд населенных пунктов получил названия тех мест, где прежде жили переселенцы (Ярославское, Калужское). Или же в названиях отражались природно-географические условия: Приморск, Балтийск, Лесное. На карте области появились имена литераторов, художников, исторических деятелей. Некоторые населенные пункты были названы по созвучию со старым названием (Домнау – Домново).

Для того чтобы Калининградская область стала полноценной областью страны, необходимо было восстановить разрушенную экономику региона. Освоение хозяйства области требовало значительных материальных и финансовых средств, большой армии специалистов в различных областях промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, культуры. Главным источником пополнения гражданского населения области стали демобилизованные военнослужащие, окончившие службу на территории Восточной Пруссии. До осени 1946 г. советские люди составляли меньшинство по отношению к местному немецкому населению, которого насчитывалось на 1 августа 1946 г. 108,5 тыс. человек.

Согласно принятому в июне 1946 г. постановлению Совета Министров, ряд министерств был обязан направить в область на подведомственные предприятия, в совхозы и учреждения необходимое количество квалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, врачей, учителей. Кроме того, министерствам было разрешено провести организованный набор рабочей силы в порядке вербовки в различных областях и районах страны. Переселенцам выплачивалось безвозвратное единовременное пособие в размере двухмесячного заработка на каждого члена семьи, оплачивался проезд к месту работы, стоимость провоза багажа, предоставлялось жилье, приусадебные участки. Правительственными постановлениями предусматривалось производить переселение семьями, причем для получения льгот в каждой семье должно быть не менее двух трудоспособных человек. Пик переселения пришелся на вторую половину 1946 г., когда численность населения области увеличилась почти на 200 тыс. человек.

11 октября 1947 г. и 15 февраля 1948 г. были приняты два постановления Совета Министров СССР под одним названием «О переселении немцев из Калининградской области РСФСР в советскую зону оккупации Германии». Немцев о переселении предупреждали за сутки, каждая семья могла взять с собой имущества всего до 300 кг. Условно временем завершения процесса массового заселения Калининградской области можно считать 1950 г. К этому году была закончена депортация немцев в Германию, и население области стало однородно советским. Общее количество жителей в Калининградской области достигло 407,3 тыс. человек.

Новым жителям области предстояло восстановить промышленность и сельское хозяйство. Было решено превратить Калининград в один из крупнейших рыбных районов страны. Область являлась самым западным приморским районом, поэтому здесь можно было организовать широкий промышленный промысел рыбных богатств Атлантического океана и Балтийского моря. В 1947 г. было создано Управление тралового флота, образованы Калининградский и Пионерский рыбные порты. На Калининградской судоверфи началось строительство малых рыболовных траулеров. В 1948 г. к берегам Исландии была отправлена первая рыболовецкая экспедиция, в составе которой находилось пять шхун, один средний рыболовный траулер и плавбаза «Тунгус».

Была восстановлена целлюлозно-бумажная промышленность. Первая очередь ЦБК-2 была введена в эксплуатацию уже в марте 1946 г. Во второй половине этого же года были введены в эксплуатацию первые очереди Рагнитского и Тильзитского комбинатов. С апреля 1946 г. начал выпускать 20-тонные вагоны-самосвалы (думпкары) вагоностроительный завод. До этого они производились только в США и Англии. В 1947 г. завод приступил к разработке и выпуску 40-тонных думпкаров. Всего в 1947 г. было восстановлено и реконструировано или начало строиться заново 140 предприятий союзного и союзно-республиканского подчинения.

К началу 1948 г. было образовано 395 колхозов. Колхозы получили в безвозмездную собственность производственные и жилые постройки на сумму свыше 60 млн. руб. Было сформировано два животноводческих треста, которые объединили 49 совхозов.

Для подготовки педагогических кадров в течение 1947/1948 учебного года было открыто три педагогических училища – в Калининграде, Советске и Черняховске. В августе 1948 г. прошли первые вступительные экзамены в Калининградский государственный педагогический институт. Быстрыми темпами открывались учреждения культуры: библиотеки, сельские клубы, дома культуры, драматический театр, краеведческий музей, Дом народного творчества, зоопарк.

Восстановительный процесс в Калининградской области завершился в 1951 г. и она стала обычной советской областью.

3. Со смертью Сталина заканчивалась целая эпоха в жизни страны. Необходимы были коренные перемены. К марту 1953 г. в высших партийных органах существовало два политических направления: линию на сохранение сталинского курса без принципиальных корректировок отстаивали В. Молотов, Л. Каганович, К. Ворошилов, линию на смягчение политического режима представляли Л. Берия, Г. Маленков, Н. Хрущев. По всем значительным вопросам между ними существовали разногласия, и поэтому сначала было образовано коллективное руководство. Председателем Совета министров стал Г. Маленков, Л. Берия, В. Молотов, Л. Каганович, К. Ворошилов – его заместителями, председателем Президиума Верховного Совета стал К. Ворошилов. Н. Хрущев занял пост начальника Секретариата ЦК КПСС, а в сентябре 1953 г. он был избран на пост Первого секретаря ЦК КПСС. Но уже в июле 1953 г. Берия был арестован по подозрению в заговоре с целью захвата власти, и в декабре этого же года он был расстрелян.

В ходе ведения следствия по делу руководителей МВД-МГБ выявлялись новые факты необоснованных репрессий, которые становились известными всё более широкому кругу людей. Большинство членов Президиума осознавали, что рано или поздно вопрос о причинах и виновниках произошедшего будет поднят. В декабре 1955 г. была создана комиссия под руководством историка академика П.Поспелова, которая подготовила доклад о противозаконных действиях, совершенных органами госбезопасности.

Доклад «О культе личности и его последствиях» был прочитан Н. Хрущевым на ХХ съезде партии в ночь с 24 на 25 февраля 1956 г. В нем говорилось о завещании Ленина, расстреле подавляющего большинства делегатов XVII съезда, об убийстве Кирова, о массовых репрессиях и многом другом. Однако выводы комиссии Поспелова были подредактированы. Так, Хрущев заострил внимание только на репрессиях против партработников, кроме того, процессы над бухаринцами и троцкистами были оценены не как полностью сфальсифицированные, а как необходимые, осуждались лишь слишком жестокие приговоры. Но, тем не менее, доклад получился резко обличительным: пошатнулись устои веры, создававшиеся десятилетиями. С этим докладом было решено ознакомить на местах только партийный актив, в открытой советской печати этот доклад был опубликован только в 1989 г.

По итогам доклада было принято Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». В нем в качестве причин репрессий указывались негативные личные качества Сталина и сложная политическая обстановка 30-х гг. Правильность политического курса сомнениям не подвергалась. После съезда был предпринят ряд шагов по восстановлению законности: восстановлены права народов, высланных в годы войны (кроме немцев Поволжья и крымских татар), были реабилитированы некоторые военные руководители (М. Тухачевский, В. Блюхер, И. Якир).

В августе 1953 г. с программой экономических реформ выступил Г. Маленков. Он предложил резко увеличить выпуск потребительских товаров, считал необходимым направить капиталовложения в легкую и пищевую промышленность. Также предлагал снизить в 2 раза сельхозналог, списать недоимки, увеличить размеры приусадебных участков, повысить заготовительные цены на сельхозпродукцию.

Однако очень острой была проблема зерновых. Н.Хрущев выступил с критикой Г.Маленкова за невнимание к этой проблеме. Было найдено казавшееся тогда наиболее простым решение о распашке 13-20 млн. га целины в районах Западной Сибири и Северного Казахстана. По инициативе Хрущева в феврале-марте 1954 г. была принята программа освоения целинных земель. В восточных районах было создано 400 новых совхозов. В освоении целины был известный риск: зоны производства зерновых были удалены от районов потребления, что обостряло транспортную проблему, эти зоны находились в области рискованного земледелия и отличались уязвимостью почв в отношении эрозии. Но, тем не менее, эта затея дала результаты: доля сбора зерна на целинных землях составила 27% от общесоюзного урожая. Другим предложением Хрущева было увеличение посевов кукурузы, которая должна была решить проблему кормов в животноводстве. Сам по себе этот курс был правильным, но проводился он непродуманно, часто кукурузу сеяли в местах, не подходящих для этой культуры.

Изоляция от развитых стран привела к отставанию советской промышленности, которая развивалась на основе устарелых технологий. В июле 1955 г. на Пленуме ЦК КПСС было заявлено о необходимости ускорения научно-технического прогресса, внедрения в народное хозяйство достижений науки и техники. Ведущим стимулом многочисленных преобразований хрущевского десятилетия стал лозунг «Догнать и перегнать Америку!».

Реальной ли была поставленная цель? Стартовый послевоенный уровень США и СССР был различен. Советскому Союзу удалось восстановить разрушенное народное хозяйство, добиться сопоставимого с американским уровня развития оборонных отраслей промышленности, но отставание от США сохранялось и в технической оснащенности, и в уровне внедрения передовых технологий. Масштабный подъем экономики СССР требовал крупных инвестиций в науку, на приобретение новых технологий и оборудования. Страны Запада решали этот вопрос за счет привлечения иностранного капитала, займов и кредитов. Для СССР этот путь был закрыт, оставались только внутренние резервы, одним из которых было перераспределение средств на нужды военно-промышленного комплекса.

Были начаты реформы по целому ряду направлений. В 1956 г. ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские, в 1957 г. было принято решение об упразднении отраслевых министерств и создании территориальных органов управления – советов народного хозяйства (совнархозов). В отличие от министерств совнархозы должны были руководить предприятиями разных отраслей промышленности на определенной территории. Планировалось, что эта реформа приведет к сокращению бюрократического аппарата, но на деле все было наоборот. Бюрократия увеличилась, были нарушены межрегиональные связи, единая научно-техническая политика. Чтобы преодолеть все это сложности пришлось восстанавливать координирующие центры и в 1963 г. был создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Темпы роста производства были значительными, но основные достижения касались лишь нескольких направлений, связанных с космосом и обороной. Гражданские отрасли промышленности развивались медленнее.

Сельское хозяйство постоянно находилось в сфере внимания высшего руководства. Большинство реформаторских идей исходило непосредственно от Н. Хрущева. С конца 50-х гг. началась постепенная паспортизация сельских районов, возросли доходы колхозников, но, тем не менее, средний ежемесячный заработок колхозника оставался в 2,5 раза меньше среднемесячной зарплаты рабочего. В начале 60-х гг. урожайность целинных земель резко упала, и хлеб пришлось покупать за границей. Еще в 1957 г. на собрании колхозников Н. Хрущев бросил лозунг «Догнать и перегнать Америку». Речь шла о соревновании в двух областях: производстве мяса и молочных продуктов.Чтобы выполнить план по сдаче мяса в массовом порядке начался забой скота, и произошло резкое сокращение поголовья. В начале 60-х гг. был взят курс на уменьшение размеров приусадебных участков, сократилось производство мяса, картофеля, овощей.

В 1958 г. было принято решение о ликвидации машинно-тракторных станций (МТС), техника продавалась колхозникам. В принципе это было неплохое решение, но выкуп техники поглотил все финансовые ресурсы колхозов, поставив многие из них на грань разорения. Технические специалисты, не желая потерять свои статус, уезжали в город, и техника быстро выходила из строя из-за отсутствия квалифицированных кадров. В 1957-1958 гг. в колхозах стали переходить на гарантированную зарплату, но при этом проводился принцип уравнительности, что не способствовало повышению производительности труда.

В 1956-1960 гг. было достигнуто повышение жизненного уровня населения. Был увеличен размер пенсий, отменен закон, прикреплявший работников к предприятию, повышена минимальная зарплата. В 1958 г. была проведена реформа образования – вводилось всеобщее восьмилетнее обучение, создавалась сеть вечерних школ и промышленно-технических училищ. В вузах практиковался классовый принцип набора студентов, производственникам предоставлялись льготы. Была прекращена обязательная подписка на государственные займы. В течение 1956-1960 гг. завершился перевод всех рабочих и служащих на 7-часовой, а на подземных и вредных работах – на 6-часовой рабочий день. Широкий размах приобрело жилищное строительство.

Меры по преодолению сталинизма всколыхнули советское общество, создали благодатную почву для развития культуры, науки. Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки и искусства: Н.Вавилова, В.Мейерхольда, О.Мандельштама и др. В конце 50-х гг. расширились международные культурные связи: фестивали, выставки. Советские деятели культуры снова стали бывать за границей. В романах И.Эренбурга «Оттепель» и В.Дудинцева «Не хлебом единым» был поставлен ряд вопросов: что следует сказать о прошлом? какова роль интеллигенции? Для литературы периода оттепели характерна гуманистическая концепция, обращение к рядовым людям, отход от канонических форм сталинского периода. Однако политика Хрущева в отношении идеологии культуры носила противоречивый характер. На нее негативно влияли низкий культурный уровень главы партии, его авторитарный характер. Часто устраивались встречи деятелей культуры с представителями партии и правительства, на которых объяснялось, как и о чем надо писать. «Дело Пастернака» наглядным образом показало пределы десталинизации в отношениях между властью и интеллигенцией. За роман «Доктор Живаго», опубликованный в Италии, Б. Пастернак получил Нобелевскую премию, но был вынужден от нее отказаться. Подвергавшиеся запретам деятели литературы и искусства продолжали работать, переходя на полуподпольное существование, одним из проявлений которого стал самиздат. Этим словом были названы машинописные журналы, первым из которых стал «Синтаксис».

После смерти Сталина советское руководство стало проводить более реалистичную внешнюю политику. Н. Хрущев признавал возможность мирного существования двух блоков, а также существование стран третьего мира, к которым советская дипломатия стала проявлять большое внимание. Были нормализованы отношения с Югославией, но гораздо более важным был пересмотр отношений с капиталистическими странами.

Основным принципом внешней политики СССР провозглашался принцип мирного сосуществования двух различных систем. Во внешней политике Советского Союза этого периода определяются три направления:

- отношения с Западом (преимущественно с США);

- преодоление раскола внутри социалистического лагеря, начавшегося после венгерских событий 1956 г.;

- отношения со странами третьего мира, на развитие которых Советский Союз старался оказать свое влияние.

После смерти И. Сталина начали набирать силу антитоталитарные процессы в странах Восточной Европы. Особенно остро события развивались в Венгрии. Политика «твердой руки» не устраивала население, которое требовало проведения либеральных реформ.23 октября 1956 г. в Будапеште началось восстание. Руководство страны ввело чрезвычайное положение и обратилось за помощью к СССР через советского посла Ю. Андропова. В Венгрию были введены войска Организации Варшавского Договора и сформировано правительство под руководством Имре Надя, выступавшее за либеральные реформы, демократизацию. Население требовало вывода войск, выхода из ОВД. Выступление было подавлено, Имре Надь арестован и расстрелян.

СССР оказывал всемерную помощь социалистическим и развивающимся странам, но не всегда эта помощь приносила ожидаемые результаты. К 1964 г. сумма советских кредитов только для 20 развивающихся стран составила 3 млрд. 400 млн. руб. Около 200 млн. руб. было отдано Индии, Эфиопии и другим странам в качестве безвозмездной помощи.

После ХХ съезда партии осложнились отношения с Албанией и Китаем, консервативно-коммунистические правительства которых были недовольны критикой культа личности Сталина.

Отношения с США складывались весьма неровно. Смягчению натянутых отношений способствовал визит Н.Хрущева в США. Опасаясь размещения в ФРГ американских ракет, Н.Хрущев хотел объявить Берлин демилитаризованным городом. Но договориться не удалось. В мае 1960 г. должна была состояться конференция в Париже по этому вопросу, но она была сорвана из-за полета американского разведывательного самолета У-2 над советской территорией.

Новое посещение Америки состоялось в сентябре 1961 г. Визит совпал с сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Н. Хрущев внес на рассмотрение всемирной организации декларацию о всеобщем разоружении: полное разоружение; роспуск всех вооруженных сил, запрет и уничтожение всех видов вооружения.

Дальнейшее развитие советско-американские отношения получили в июне 1961 г.навстрече Н. Хрущева и Кеннеди в Вене. Главным вопросом опять была ситуация в Германии. Хрущев требовал признать ГДР и вывести войска из Западного Берлина, но Дж. Кеннеди не пошел на уступки. Поток беженцев из ГДР на Запад начал приобретать катастрофические масштабы. Только за 1961 г. страну покинуло 200 тыс.человек. По просьбе руководителя КПГ Ульбрихта, руководство СССР дало согласие на строительство Берлинской стены. В течение 10 дней была построена двухметровая стена протяженностью 166 км.

Другой точкой столкновения интересов стала Куба. После победы кубинской революции США прекратили с этой страной экономические, а затем и дипломатические отношения. Соответственно возросла роль СССР в укреплении нового строя. В 1962 г. было решено создать на Кубе ракетно-ядерную базу, такую же, как США создали в Турции. Формальным поводом послужила просьба о помощи от Кубы СССР. Одним из дополнительных моментов, повлиявших на это решение, было соотношение в количестве боеголовок 17:1 не в нашу пользу. Размещение ракет у берегов США позволяло немного уравнять дисбаланс. С конца июля до начала сентября 1962 г. было установлено более 50 ракетно-баллистических установок и другое вооружение. В октябре 1962 г. США потребовали убрать советское вооружение с Кубы. Остров был блокирован с воздуха и моря. С 22 по 28 ноября шли переговоры между Кеннеди и Хрущевым, удалось договориться о вывозе советских ракет с Кубы, в свою очередь США дали гарантии невмешательства во внутренние дела Кубы.

В 1963 г. США, Великобритания и Советский Союз подписали договор о запрете ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой.

В январе-феврале 1959 г. XXI съезд партии сделал вывод о том, что социализм в СССР одержал полную победу. А в 1961 г. на XXII съезде партии была принята новая Программа КПСС, в которой говорилось о том, что для достижения коммунизма необходимо 20 лет, из них 10 лет (1961-1971 гг.) требовалось на создание материально-технической базы коммунизма, а еще 10 (1971-1981 гг.) – на вступление в коммунизм. Однако достижения конца 50-х гг. были явно переоценены советскими руководителями. С 1961 г. начинается падение темпов развития советской экономики. Все реформы носили поверхностный характер, упираясь в командно-административные методы управления экономикой. Н. Хрущев в 1962 г. начинает реорганизацию партийных структур, деля их на промышленные и сельскохозяйственные. В результате партаппарат удвоился, расходы на него возросли, а положение в народном хозяйстве не улучшилось.

Повышение зарплат и снижение цен на промышленные товары привели к образованию дефицита. Ему способствовало появление теневой экономики. Для объяснения нехватки самого необходимого власти обвинили во всем спекулянтов. С 1961 г. обвиненные в экономических преступлениях стали приговариваться к смертной казни. Трудности, переживаемые сельским хозяйством, отразились и на городском населении. Проведенная в 1961 г. десятикратная деноминация привела к повышению цен на колхозных рынках. Правительство, стремясь приблизить цены к реальным затратам, одновременно с оптовыми ценами повысило и розничные. 1 июня 1962 г. было опубликовано постановление о повышение цен на мясо (30%) и масло (25%). Эта мера вызвала недовольство жителей многих городов, но особо сильные волнения были в Новочеркасске. По приказу высших партийно-государственных инстанций рабочая демонстрация была расстреляна (24 человека погибли, 30 были ранены, 105 осуждены, в том числе 7 человек приговорены к смертной казни). Это был сталинский аккомпанемент хрущевской реформе.

Хрущев пытался провести ряд реформ в области экономики, управления, идеологии, внешней политики. Эти реформы были направлены не на коренное преобразование, а на улучшение существовавшей системы, они часто носили противоречивый и непродуманный характер. Достигнутые экономические успехи оказались временными, выводу страны из международной изоляции и деятельности по установлению системы коллективной безопасности и разоружению сопутствовала гонка вооружений.

Постепенно недовольство нарастало в самых разных слоях населения. Расчеты партийной номенклатуры на стабильность не оправдались, постоянные управленческие новации держали партийно-государственные кадры в напряжении. Хрущев подбирал соратников, которые были бы послушными исполнителями, но и они оказались не лишены амбиций. Постепенно созрел заговор, целью которого было вынудить Хрущева подать в отставку.

13 октября 1964 г. состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, на котором Н.Хрущева критиковали за ошибки в экономической политике, за внешнеполитические кризисы, за грубость, за создание собственного культа, но больше всего за то, что он перестал считаться с аппаратом. Н. Хрущев был снят со всех постов и отправлен на пенсию.

На Пленуме были предприняты меры для увеличения гарантий «коллективности» руководства и стабильности положения номенклатуры: было запрещено совмещать посты Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, Председателем Совета Министров СССР – А.Н. Косыгин. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал А.И. Микоян (с 1966 г. – Н.В. Подгорный).

4. В октябре 1964 г. к власти пришла группировка, в основном не настроенная на проведение серьезного реформирования экономики страны, прежде всего, в области сельского хозяйства и промышленности. Но к этому времени уже стало трудно не реагировать на сложившееся положение вещей: в ряде районов из-за нехватки продуктов питания пришлось ввести нормированное снабжение населения.

В 1965 г. началась новая реформа, были упразднены совнархозы и восстановлены промышленные министерства. Экономические преобразования были направлены на расширение самостоятельности предприятий. Параллельно с сохранением валовых показателей вводились новые: стоимость реализованной продукции (чтобы побудить предприятия прекратить выпуск продукции, не пользующейся спросом), общий фонд заработной платы. Чтобы стимулировать инициативу предприятий часть прибыли оставалась в их распоряжении. Фонды стимулирования делились на четыре части: на развитие производства; на материальное поощрение рабочих и служащих; на жилищное строительство (частичное перекладывание проблемы с государства); на социально-культурные нужды.

Однако на деле мало, что получалось. Поощрительные фонды не могли должным образом стимулировать рабочую силу, премии составляли всего 3% от заработной платы, что было явно недостаточно, что касается фонда на социально-культурные нужды, то его использование не предполагало обеспечение строительными материалами. Фонды самофинансирования не могли быть эффективно использованы, так как была слабая координация между научными исследованиями и промышленностью (от разработки пробного образца до промышленного внедрения проходило шесть-восемь лет). Главной причиной сбоев в экономике оставалась ведомственность, т.е. каждое предприятие взаимодействовало только с теми, которые находятся в его ведомстве, не было никакой прямой связи между соседними предприятиям, если они принадлежали к разным ведомствам.

Наиболее слабой отраслью оставалось сельское хозяйство. Несмотря на увеличение ассигнований, повышение закупочных цен на сельхозпродукцию, власти были вынуждены прибегнуть к массовому ввозу зерновых (в основном из Северной Америки), в 1979-1984 гг. достигавшему около 40 млн. т в год.

Экономическая политика государства 70-х гг. определяла курс на интенсификацию производства, связанный с необходимостью объединить достижения научно-технической революции с плановой системой хозяйствования. Но народное хозяйство СССР оказалось невосприимчивым к технологическим нововведениям. Несмотря на то, что в стране ежегодно регистрировалось около 200 тыс. законченных научных исследований и выдавалось 80 тыс. свидетельств на изобретения, только каждое третье из них внедрялось в производство. Основной хозяйственной единицей в 70-х гг. стали производственные комплексы, которые концентрировали материально-технические ресурсы, быстрее решали вопросы технического перевооружения и реконструкции. К концу 1980 г. в стране насчитывалось более 4 тыс. производственных объединений, выпускавших 48 % объема промышленной продукции. Однако заметного сдвига в экономике не произошло, так как сильных объединений было немного, да и сам принцип директивного управления оставался нетронутым.

Темпы экономического роста оказался к началу 80-х гг. настолько низкими, что стало возможным говорить об экономической стагнации. Тем более что этот рост достигался в основном за счет торговли нефтью и увеличения продажи алкогольной продукции. Колоссальные средства, получаемые в качестве «нефтедолларов» использовались крайне неэффективно: замораживались на долгие годы в незавершенном строительстве, тратились на покупку западного оборудования, часто потом не использовавшегося, шли на закупку продовольствия.

Обозначился спад в аграрном секторе. Аграрная политика была основана на дальнейшем огосударствлении, централизации и концентрации сельскохозяйственного производства. Рос аппарат управления сельским хозяйством, экономическое положение колхозов усугублялось несправедливым обменом между городом и деревней. Попытки решить проблемы сельского хозяйства только путем увеличения объема капиталовложений не принесли результата.

В 1982 г. была разработана Продовольственная программа. Ее целью было решить продовольственный вопрос к 1990 г. Но она не затрагивала интересов крестьянства, не меняла экономических отношений в деревне. И уже к середине 80-х практически повсеместно было введено нормированное снабжение по ряду продуктов питания.

По мере скатывания государственной экономики к стагнации все заметнее становилась так называемая «теневая экономика». Она включала в себя различные виды запрещенной индивидуальной трудовой деятельности. По неофициальным данным, к середине 80-х гг. в теневой экономике более или менее постоянно было занято около 15 млн. человек.

В экономической политике главной провозглашалась задача повышения благосостояния народа. Увеличивалась гарантированная заработная плата колхозников, оклады рабочих. Часто, проводившееся упорядочение заработной платы, повышение тарифов касалось низкооплачиваемых работников, ущемленными в оплате труда оказывались специалисты высокой квалификации. Уравниловка в оплате труда подрывала материальные стимулы к росту его производительности. Рост денежных доходов продолжал отставать от производства товаров и услуг. Надо было учитывать спрос, качество товаров. Например, несмотря на то, что обуви выпускалось больше чем в США, не хватало именно качественной обуви. Расхождение в количестве денег, находившихся в обращении, и качественных товаров привело к росту цен. Возрос дефицит предметов потребления.

Росла социальная дифференциация, усугублявшаяся нарастанием привилегий для некоторых категорий партаппарата, что обостряло социальную напряженность. Несмотря на то, что жилищный фонд вырос, до радикального решения этой проблемы было еще далеко, а количество инвестиций в эту отрасль все сокращалось.

Относительное материальное благополучие было временным и отражало наступающий кризис. В СССР перестала увеличиваться средняя продолжительность жизни, к началу 80-х СССР опустился на 35-е место в мире по этому показателю и на 50-е по уровню детской смертности.

В конце 60-х – начале 70-х гг. появилась концепция о построении в СССР развитого социалистического общества, это не нарушало лозунги Программы партии и позволяло отодвинуть обещанную коммунистическую перспективу на неопределенное будущее. Партия, определявшая общественное развитие, превратилась в элемент государственной структуры, что нашло свое отражение в новой Конституции СССР, принятой 7 октября 1977 г. В новом Основном законе подчеркивалась руководящая и направляющая сила коммунистической партии. Статьи о правах и свободах граждан были заимствованы из прежней Конституции, и большинство из них оставались простой декларацией.

В 1966 г. на XXIII съезде партии Брежнев выступил против двух крайностей, проявлявшихся, по его мнению, в художественной культуре: очернительство и лакировка действительности. Все большую поддержку получали те произведения, которые трактовали политические события предвоенных лет, военную историю в духе возрождавшегося неосталинизма.

Под влиянием административного давления исчезли все дискуссии, появившиеся в стране после «оттепели». Росло число произведений, не укладывавшихся в установленные каноны, и поэтому не доходившие до читателей. Литература, театр, кинематограф, стремясь уйти от казенно-догматической проблематики, стали все больше обращаться к вопросам личной жизни людей, их быта, повседневности. Но идеологический контроль над искусством и литературой ужесточался. Выпуск в свет книги, спектакля, фильма сопровождался массой согласований на различных уровнях. Из-за невыносимых условий работы из страны эмигрировали многие деятели искусства (В. Войнович, С. Довлатов, И. Бродский, В. Аксенов, А. Тарковский, Ю. Любимов).

В конце 60-70-х гг. оппозиционные настроения в обществе приобрели широкий характер. Наиболее полно они проявились в диссидентском движении. Диссидентами стали назвать тех членов общества, которые открыто выражали несогласие с общепринятыми нормами жизни в стране и предпринимали конкретные действия, подтверждая свою позицию. В исследованиях последних лет диссидентское движение классифицируют по следующим направлениям: гражданское движение – «политики» – правозащитное движение; религиозные течения; национальные движения.

Символом диссидентства стало выступление 25 августа 1968 г. против советской интервенции в Чехословакию, состоявшееся на Красной площади. Однако существовали менее радикальные способы несогласия, которые позволяли избежать уголовного или административного преследования: участие в различных обществах защиты природы или религиозного наследия; отказ от карьеры. Наиболее радикальные формы протеста были характерны для творческой интеллигенции, верующих и некоторых национальных меньшинств. В 1965 г. были арестованы Ю. Даниэль и А. Синявский, опубликовавшие на Западе свои произведения. Таким образом, власти не отказывались от практики репрессий в борьбе против свободы слова. Это было напрямую связано с начавшимся процессом ресталинизации. Началось открытое противостояние в обществе между сталинистами и антисталинистами. З0 апреля 1968 г. начал выходить самиздатовский правозащитный бюллетень «Хроника текущих событий».

С 1969 г. диссидентское движение обретает более четкие организационные формы. В мае 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация, не контролируемая властями – Инициативная группа защиты прав человека в СССР. В ноябре 1970 г. был создан Комитет прав человека в СССР. Признанным лидером правозащитников к середине 70-х гг. стал академик А.Д. Сахаров, считавший, что необходимо развивать в стране гласность, демократию, экономический и политический плюрализм. В феврале 1974 г. был выслан за границу писатель А.И. Солженицын. Власти начинают подводить научную базу под борьбу с диссидентством. Создается специальное управление для борьбы с инакомыслием, широко используется психиатрия. Диагноз «вялотекущая шизофрения» позволял объявить больным любого человека с отличными от стандартных взглядами. В конце 1979 г. началось генеральное наступление на оппозицию. За короткое время оказались арестованы и осуждены почти все деятели правозащитных, национальных и религиозных организаций, увеличивались сроки заключения, ужесточался режим содержания политических заключенных. Однако ухудшавшаяся социально-экономическая ситуация усиливала оппозиционные настроения. Власть оказалась неспособной искоренить инакомыслие и оппозицию, которые формировали в общественном сознании убежденность в необходимости кардинальных перемен.

Программа КПСС, принятая на XXII съезде в 1961 г., провозглашала принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем главным принципом внешней политики СССР. К 1965 г во внешней политике Советского Союза наблюдалось следующее: поколебленное из-за раскола с Китаем единство социалистического лагеря; натянутые вследствие Карибского кризиса отношения между Востоком и Западом; отсутствие ощутимых результатов политики СССР в отношении стран третьего мира. Новое руководство СССР поставило три приоритетные задачи во внешней политике:

1 – устранить угрозу распада соцлагеря и еще теснее сплотить его;

2 – нормализовать отношения между Востоком и Западом;

3 – последовательно проводить политику поддержки «прогрессивных» режимов во всем мире.

В 60-е гг. в Восточной Европе наблюдается стремление к преобразованиям. Начало этому было положено XX съездом КПСС. Дальше всех продвинулась по этому пути Чехословакия. Здесь получили широкое распространение идеи о том, что экономические преобразования будут разумны и целесообразны, когда станут сопровождаться политическими реформами, которые дадут стране свободу и демократию.

В 1968 г. в Чехословакии начинается процесс обновления, отказа от деформированного социализма. Реформы начала часть руководителей компартии Чехословакии во главе с А. Дубчеком под лозунгом построения «социализма с человеческим лицом». Было решено провести ряд реформ, в частности, встал вопрос о возможности существования оппозиционной партии, которая могла бы соперничать с коммунистической. В экономике была подготовлена реформа, предусматривающая инициативное планирование, самостоятельность предприятий. Эти события были расценены советским руководством как попытка выйти из-под его влияния. В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска СССР, Польши, Венгрии, Болгарии и ГДР были введены в Чехословакию. В апреле 1969 г. в Чехословакии было создано новое правительство, во главе которого был поставлен Г. Гусак.

Чехословацкий урок заставил советское руководство пересмотреть характер сотрудничества. Были предприняты шаги по усилению интеграции как военной, так и экономической. Помимо ОВД и СЭВ, СССР выступил инициатором создания около 30 межгосударственных учреждений, призванных координировать работу промышленности, транспорта, производство вооружения и т.д.

Но ситуация выходила из-под контроля Москвы. В 1970 г. начались массовые выступления рабочих в Польше, приведшие к образованию независимого профсоюза «Солидарность». Советское правительство не могло вмешаться в польские дела без риска кровопролития, поэтому нормализация обстановки была доверена поляку, генералу Ярузельскому. В декабре 1981г.в Польше было введено чрезвычайное положение.

Важную роль в согласовании проблем социалистических стран играл СЭВ – Совет экономической взаимопомощи. В 1971 г. страны-члены СЭВ приняли Комплексную программу социально-экономической интеграции, в которую входил ряд вопросов:

- международная социалистическая специализация (МРТ);

- единый рынок социалистических стран;

- сближение экономических структур и валютных систем;

- координация планов;

- крупные интернациональные предприятия.

Особую остроту для Л.И. Брежнева и его окружения представляла «китайская проблема». Разногласия между СССР и Китаем продолжали усугубляться, ситуация осложнялась вооруженными конфликтами на границе. Наиболее крупным их них стало вооруженное столкновение на острове Даманский на реке Амур.

С 1970 г. начинается период, вошедший в историю как период разрядки международной напряженности. Исторической реальностью явилось установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Это равновесие объективно укрепляло международный мир, хотя и было крайне непрочным. Стратегия устрашения стала абсурдной, грозя взаимоуничтожением. Такая ситуация создавала уникальную возможность для радикального изменения международных отношений в сторону разрядки. Практическими шагами на пути разрядки явилось подписание в 1968 г. СССР, США и Великобританией Договора о нераспространении ядерного оружия, в 1971 г. – Договора о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов. В результате визитов президента Р. Никсона в Москву (1972 и 1974 гг.) и Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева в США (1973 г.) были подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США», договор об ограничении систем противоракетной обороны, соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).

В этот период произошло дальнейшее расширение сотрудничества СССР с развитыми капиталистическими странами. Особое значение для упрочения международной стабильности имело мирное урегулирование территориальных вопросов. В начале 70-х гг. были подписаны договора между СССР, ФРГ, Польшей, Чехословакией и ГДР, в которых признавалась территориальная и социально-экономическая нерушимость государственных границ, сложившихся в Европе после окончания второй мировой войны.

Разрядка напряженности была закреплена в 1975 г. в Хельсинки на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе. В этом Совещании участвовали 33 европейских государства, а также США и Канада. В Заключительном акте Совещания были зафиксированы принципы равноправия, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, приоритета прав человека, свободы информации и передвижения.

Если период 60-х – середины 70-х гг. был отмечен значительной международной активностью и ослаблением напряженности, то с конца 70-х до середины 80-х гг. разрядка сменилась новым витком гонки вооружений. В этот период брежневское руководство допустило ряд крупных внешнеполитических просчетов. Серьезным подрывом доверия к Советскому Союзу явилось решение СССР о вводе войск в Афганистан в декабре 1979 г. Сделав это, Советский Союз оказался в глазах мирового сообщества державой, вмешавшейся в чисто внутренний конфликт другой страны. Другим просчетом советской внешней политики стало решение о размещении ракет среднего радиуса действия в Европе. В 1984 г. СССР по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР разместил на их территории свои ядерные ракеты среднего радиуса действия СС-20.

Таким образом, в начале 80-х гг. внешняя политика советского руководства приносила по преимуществу неутешительные результаты, перечеркивавшие плоды разрядки. Главной причиной этого явилось не только взаимное недоверие между Западом и Востоком, продолжение гонки вооружений, но и крайняя идеологизация внешней политики брежневского руководства.

К началу 80-х гг. для части советского руководства и миллионов рядовых граждан стала очевидной невозможность сохранения без изменений существовавших в стране порядков. Экономическая реформа 1965 г., направленная на усиление роли централизованного планирования и управления, не предотвратила дальнейшего увеличения технико-экономической отсталости от Запада. Качество выпускаемой продукции оставалось низким, не сопоставимым с зарубежными аналогами. На ухудшении экономической ситуации сказывались и внешние факторы. Усиление гонки вооружений (на нужды ВПК ежегодно шло до 45% бюджетных средств), война в Афганистане (расходы на войну составляли до 3-4 млрд. руб. в год), отказ Запада от технического сотрудничества, резкое понижение мировых цен на нефть – все это поставило экономику СССР в очень тяжелое положение.

Первые попытки поисков выхода из кризиса были предприняты пришедшим на смену умершему в ноябре 1982 г. Л.И. Брежневу новым лидером страны – Ю.В. Андроповым. Во внутренней политике краткое пребывание Андропова у власти было отмечено, прежде всего, попытками покончить с коррупцией. Кампания против коррупции скоро затихла, главным ее итогом было обновление руководящей элиты.

Основными целями экономической реформы Ю.В. Андропова стало улучшение управления, повышение эффективности экономики с помощью роста производительность труда. Чтобы приостановить падение производительности труда, Ю.В. Андропов предложил бороться с расточительством и повышать дисциплину труда. Для укрепления дисциплины были приняты невиданные меры: надзор за прилежностью трудящихся, проверка документов в магазинах с целью обнаружить тех, кто пошел туда в рабочее время, налеты на кинотеатры с той же целью, изменение часов работы магазинов, чтобы дать возможность населению сделать покупки в нерабочее время.

После смерти Ю.В. Андропова в феврале 1984 г. новым генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета стал 72-летний К.У. Черненко. Короткий период его правления (февраль 1984 г. – март 1985 г.) характеризовался проявлением худших традиций застойных времен, фактически прекратилась борьба с коррупцией в высших эшелонах власти, снова зазвучали речи о небывалых успехах СССР в деле построения коммунизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: