Научно-техническая революция в 50е-60е годы 20 века

Коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе Н.-т. р., начало которой относится к середине 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Н.-т. р. изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.

Н.-т. р. является закономерным этапом человеческой истории, характерным для эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Она представляет собой мировое явление, но формы её проявления, её течение и последствия в социалистических и капиталистических странах принципиально различны.

Н.-т. р. — длительный процесс, который имеет две главные предпосылки — научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке Н.-т. р. сыграли успехи естествознания в конце 19 — начале 20 вв., в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Этот переворот В. И. Ленин назвал «новейшей революцией в естествознании» (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 264). Она началась открытием электрона, радия, превращения химических элементов, созданием теории относительности и квантовой теории и ознаменовала собой прорыв науки в область микромира и больших скоростей. Под влиянием успехов физики в 20-х гг. 20 в. существенным изменениям подверглись теоретические основы химии. Квантовая теория объяснила природу химических связей, что, в свою очередь, открыло перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества. Началось проникновение в механизм наследственности, развивается Генетика, формируется хромосомная теория.

Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологический эффект использования атомной энергии — человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практического применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом Н.-т. р. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.

В 40—50-е гг. под влиянием крупнейших научных и технических открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством. Так, в 40—50-е гг. человечество вступает в период Н.-т. р.

На современном этапе своего развития Н.-т. р. характеризуется следующими основными чертами. 1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения. 2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу экономической и социальной деятельности, приобретающей массовый характер. 3) Качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки. 4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства «... из простого процесса труда в научный процесс...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 208). 5) Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между непроизводственной и производственной сферой. 6) Созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами. 7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации. 8) Ростом уровня общего и специального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени. 9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы. 10) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых «экологических проблем» и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы «общество — природа».

Наряду с основными чертами Н.-т. р. можно выделить её главные научно-технические направления: комплексная автоматизация производства, контроля и управления производством; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых конструкционных материалов. Однако сущность Н.-т. р. не сводится ни к её характерным чертам, ни, тем более, к тем или иным даже самым крупным научным открытиям или направлениям научного и технического прогресса. Н.-т. р. означает не просто применение новых видов энергии и материалов, ЭВМ и даже комплексной автоматизации производства и управления, а перестройку всего технического базиса, всего технологического способа производства, начиная с использования материалов и энергетических процессов и кончая системой машин и формами организации и управления, отношением человека к процессу производства.

Н.-т. р. создаёт предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности: теоретического познания закономерностей природы и общества (наука), комплекса технических средств и опыта преобразования природы (техника), процесса создания материальных благ (производство) и способов рациональной взаимосвязи практических действий в процессе производства (управление).

Превращение науки в ведущее звено в системе наука — техника — производство не означает низведения двух других звеньев этой системы до пассивной роли лишь воспринимающих импульсы, идущие от науки. Общественное производство является важнейшим условием существования науки, и его потребности по-прежнему служат главной движущей силой её развития. Однако, в отличие от предшествующего периода, к науке перешла наиболее революционизирующая, активная роль. Это находит выражение в том, что она открывает новые классы веществ и процессов, и особенно в том, что на основе результатов фундаментальных научных исследований возникают принципиально новые отрасли производства, которые не могли бы развиться из предшествующей производственной практики (атомные реакторы, современная радиоэлектронная и вычислительная техника, квантовая электроника, открытие кода передачи наследственных свойств организма и др.). В условиях Н.-т. р. сама практика требует, чтобы наука опережала технику, производство, а последнее всё больше превращалось в технологическое воплощение науки.

Усиление роли науки сопровождается усложнением её структуры. Этот процесс находит выражение в бурном развитии прикладных исследований, проектно-конструкторских и опытно-конструкторских работ как звеньев, связывающих фундаментальные исследования с производством, в возрастании роли комплексных междисциплинарных исследований, усилении взаимосвязи естественных, технических и общественных наук, наконец, в возникновении специальных дисциплин, изучающих закономерности развития, условия и факторы повышения эффективности самой научной.

Научно-технический переворот революционизирует сельскохозяйственное производство, превращая с.-х. труд в разновидность индустриального труда. Одновременно деревенский уклад жизни всё более уступает место городскому. Рост науки, техники и промышленности способствует интенсивной урбанизации, а развитие средств массовой коммуникации и современного транспорта способствует интернационализации культурной жизни.

В процессе Н.-т. р. в новую фазу вступают отношения общества и природы. Неконтролируемое воздействие технической цивилизации на природу приводит к серьёзным вредным последствиям. Поэтому человек из потребителя природных богатств, каким он был до последнего времени, должен превратиться в подлинного хозяина природы, заботящегося о сохранении и умножении её богатств. Перед человечеством во весь рост встала так называемая «экологическая проблема», или задача сохранения и научного регулирования среды своего обитания.

В условиях Н.-т. р. возрастает взаимосвязь различных процессов и явлений, что усиливает значение комплексного подхода к любой крупной проблеме. В связи с этим стало особенно необходимо тесное взаимодействие общественных, естественных и технических наук, их органическое единство, которое способно во всё возрастающей мере влиять на повышение эффективности общественного производства, улучшение условий жизни и рост культуры, обеспечивать всесторонний анализ Н.-т. р.

Изменение содержания труда, постепенно происходящее в ходе Н.-т. р. в различных сферах общества, существенно изменило требования к трудовым ресурсам. Наряду с увеличением объёма обязательного общего образования возникает проблема повышения и изменения квалификации работников, возможности их периодической переподготовки, особенно в наиболее интенсивно развивающихся сферах труда.

Масштабы и темпы изменений в производстве и общественной жизни, которые несёт с собой Н.-т. р., с небывалой до сих пор остротой вызывают необходимость своевременного и как можно более полного предвидения совокупности их последствий, как в сфере экономики, так и в социальной сфере, их влияния на общество, человека и природу.

Подлинным носителем Н -т. р. выступает рабочий класс, ибо он является не только главной производительной силой общества, но и единственным классом, заинтересованным в последовательном, полном развитии Н.-т. р. При капитализме, борясь за своё социальное освобождение, за ликвидацию капиталистических отношений, рабочий класс одновременно открывает путь для полного развития Н.-т. р. в интересах всех трудящихся.

Н.-т. р. создаёт предпосылки для коренного изменения характера производства и функций главной производительной силы — трудящихся. Она предъявляет возрастающие требования к профессиональным знаниям, квалификации, организационным способностям, а также к общему культурному и интеллектуальному уровню работников, повышает роль моральных стимулов и личной ответственности в труде. Содержанием труда постепенно станет контроль и управление производством, раскрытие и использование законов природы, разработка и введение прогрессивной технологии, новых материалов и видов энергии, орудий и средств труда, преобразование среды жизни людей. Необходимым условием этого является социальное освобождение трудящихся, развитие человеческого фактора Н.-т. р. — повышение образования и общей культуры всех членов общества, создание неограниченного простора для всестороннего развития человека, которое может быть обеспечено только в процессе построения коммунизма.

Успехи науки и техники в 1-й половины 20 в. могли перерасти в Н.-т. р. лишь при определённом уровне социально-экономического развития общества. Н.-т. р. стала возможной благодаря высокой степени развития производительных сил и обобществления производства.

Н. -т. р., как и предшествовавшие технологические перевороты в истории общества, обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой своего развития. Подобно промышленной революции конца 18 — начала 19 вв., которая в одних странах началась после буржуазной революции, а в других — до неё, Н.-т. р. в современную эпоху одновременно происходит как в социалистических, так и в капиталистических странах, а также втягивает в свою орбиту развивающиеся страны «третьего мира». Н.-т. р. обостряет экономические противоречия и социальные конфликты капиталистических системы и, в конечном счёте, не может уместиться в её пределах.

В. И. Ленин подчёркивал, что за каждым коренным техническим переворотом «... неизбежно идет самая крутая ломка общественных отношений производства...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 455). Н.-т. р. преобразует производительные силы, но их коренное изменение невозможно без соответствующего качественного преобразования общественных отношений. Как промышленная революция конца 18 — начала 19 вв., заложившая основы материально-технической базы капитализма, нуждалась для своего осуществления не только в коренном техническом преобразовании производства, но и в глубоком преобразовании социальной структуры общества, так и современная Н.-т. р. требует для собственного полного развития не только преобразования технологии производства, но и революционного преобразования общества. Глубоко обнажив несовместимость свободного развития современных производительных сил с капиталистическим способом производства, Н.-т. р. усилила объективную необходимость перехода от капитализма к социализму и тем самым стала важным фактором мирового революционного процесса. Напротив, в социалистических странах создание материально-технической базы и др. предпосылок перехода к коммунизму предполагает органическое соединение достижений Н.-т. р. с преимуществами социалистической системы. В современных условиях Н.-т. р. «... стала одним из главных участков исторического соревнования между капитализмом и социализмом... «(Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 303).

Всемирный характер Н.-т. р. настоятельно требует развития международного научно-технического сотрудничества, в том числе и между государствами с различным социальным строем. Это диктуется главным образом тем обстоятельством, что целый ряд последствий Н.-т. р. выходит далеко за национальные и даже континентальные рамки и требует объединения усилий многих стран и международного регулирования, например борьба с загрязнением окружающей среды, использование космических спутников связи, разработка ресурсов Мирового океана и т.д. С этим связана взаимная заинтересованность всех стран в обмене научно-техническими достижениями.

Для мировой социалистической системы Н.-т. р. является естественным продолжением коренных социальных преобразований. Мировая система социализма сознательно ставит Н.-т. р. на службу социальному прогрессу. В условиях социализма Н.-т. р. способствует дальнейшему совершенствованию социальной структуры общества и общественных отношений.

Капиталистическое применение достижений Н.-т. р. подчинено, прежде всего, интересам монополий и направлено на укрепление их экономических и политических позиций. Развитые капиталистические страны располагают высокоорганизованным производственным механизмом и солидной научно-исследовательской базой. В 50-е гг. значительно усилилось стремление монополистического капитала путём государственного вмешательства найти организационные формы, позволяющие преодолеть препятствия росту производительных сил. Распространение получают программирование и прогнозирование технического прогресса и научных исследований.

Современная наука и техника могут эффективно развиваться лишь при условии скоординированной экономики, планового распределения ресурсов в масштабе государства или, по крайней мере, целой отрасли, требуют управления всей сложной системой социально-экономических процессов в интересах всего общества. Однако капиталистический способ производства не может создать таких условий, необходимых для реализации возможностей науки и техники. Масштабы научно-технического прогресса в наиболее развитых капиталистических странах далеко не соответствуют имеющемуся научно-техническому потенциалу. Движущей силой научно-технического прогресса в условиях капитализма остаётся конкуренция и погоня за прибылью, что противоречит потребностям развития науки и техники. Капитализм нуждается в науке, но в то же время сдерживает её развитие. Отношения людей в сфере науки превращаются в отношения между трудом и капиталом. Учёный оказывается в положение лица, продающего свой труд капиталисту, который монополизирует право на эксплуатацию его результатов. Научные исследования используются как важнейшее орудие ожесточённой конкурентной борьбы между монополиями.

В рамках отдельных крупных капиталистических фирм достигнута серьёзная постановка научно-исследовательской и опытно-конструкторской работ, эффективное внедрение новой техники и технологии, продиктованное необходимостью конкурентной борьбы. Объективные потребности обобществления и интернационализации производства в условиях Н.-т. р. вызвали значительный рост так называемых «наднациональных корпораций», которые по объёму занятых превзошли многие капиталистические государства.

Известное расширение функций капиталистического государства в результате его срастания с монополиями, попытки государственного программирования и регулирования позволяют временно ослаблять наиболее острые противоречия, которые в результате лишь накапливаются и углубляются. Поддержка государством тех или иных направлений науки и техники способствует их успехам, но, поскольку такое вмешательство преследует интересы монополий, военно-промышленного комплекса, научно-технический прогресс приобретает в капиталистических странах одностороннее направление, а его результаты часто противоположны интересам общества и провозглашенным целям, приводят к огромному расточительству научно-технического потенциала. Капитализм не может преодолеть стихийный характер общественного производства и использовать огромную силу кооперации, планирования и управления в масштабах всего общества, устранить основное противоречие — между производительными силами и производственными отношениями, общественным характером производства и частным характером присвоения.

Капиталистическое общество резко ограничивает возможности, открываемые Н.-т. р. для развития самого человека, а зачастую обусловливает их реализацию в уродливой форме (стандартизация образа жизни, «Массовая культура«, отчуждение личности). Напротив, при социализме Н.-т. р. создаёт условия для повышения общекультурного и научно-технического уровня трудящихся и тем самым является важнейшим средством всестороннего развития личности.

Истолкование сущности и социальных последствий Н.-т. р. является полем острой борьбы марксистско-ленинской и буржуазной идеологий.

Первоначально буржуазно-реформистские теоретики пытались истолковать Н.-т. р. как простое продолжение промышленной революции или же как её «второе издание» (концепция «второй промышленной революции»). По мере того как своеобразие Н.-т. р. становилось очевидным, а её социальные последствия необратимыми, большинство буржуазно-либеральных и реформистских социологов и экономистов встали на позиции технологического радикализма и социального консерватизма, противопоставляя в своих концепциях «постиндустриального общества», «технотронного общества» технологическую революцию социальной, освободительному движению трудящихся. В качестве ответной реакции многие «новые левые» на Западе заняли противоположную позицию — технологического пессимизма в сочетании с социальным радикализмом (Г. Маркузе, П. Гудмен, Т. Роззак — США, и др.). Обвиняя своих противников в бездушном Сциентизме, в стремлении поработить человека посредством науки и техники, эти мелкобуржуазные радикалы называют себя единственными гуманистами, призывают к отказу от рационального знания в пользу мистики, религиозного обновления человечества. Марксисты отвергают обе эти позиции как односторонние и теоретически несостоятельные. Н.-т. р. не в состоянии разрешить экономические и социальные противоречия антагонистического общества и привести человечество к материальному изобилию без радикальных социальных преобразований общества на социалистических началах. Наивными и утопичными являются также левацкие представления, согласно которым можно якобы построить справедливое общество посредством одних лишь политических средств, без Н.-т. р.

Обострение противоречий капитализма в связи с Н.-т. р. вызвало на Западе широкое распространение так называемой «технофобии», т. е. враждебности к науке и технике как среди консервативно настроенной части населения, так и среди либерально-демократической интеллигенции. Несовместимость капитализма с дальнейшим развитием Н.-т. р. получила превратное идеологическое отражение в социально-пессимистических концепциях «пределов роста», «экологического кризиса человечества», «нулевого роста», воскрешающих мальтузианские взгляды. Многочисленные социальные прогнозы такого рода свидетельствуют, однако, не о наличии каких-то объективных «пределов роста», а о пределах экстраполяции как метода предвидения будущего и о пределах капитализма как общественной формации.

Основоположники марксизма-ленинизма неоднократно указывали, что коммунизм и наука неотделимы, что коммунистическое общество будет обществом, обеспечивающим полное раскрытие способностей всех своих членов и полное удовлетворение их высокоразвитых потребностей на основе высших достижений науки, техники и организации. Как для победы коммунизма необходимо максимальное использование возможностей Н.-т. р., так и Н.-т. р. нуждается для своего развития в дальнейшем совершенствовании социалистических общественных отношений и их постепенном перерастании в коммунистические.

«Гонка вооружений» — политическое противостояние двух или нескольких держав (а чаще — целых военных блоков) за превосходство в области вооружённых сил. В ходе такого противостояния каждая из сторон производит огромные запасы оружия, пытаясь установить паритет с противником или обогнать его.

Дредноутная гонка — период до Первой мировой войны, когда и ведущие морские державы (Великобритания,Германия, Франция, США и Япония), и такие страны как Российская империя, Австро-Венгерская империя,Османская империя, Испания, Италия, Бразилия, Аргентина,Чили, активно строили морские вооружения.

Ракетно-ядерная гонка в рамках противостояния Советского Союза и Соединённых Штатов в период холодной войны. Американский астроном Карл Саган как-то сравнил СССР и США с двумя людьми, стоящими по колено в бензине, один — с тремя спичками, а другой — с пятью. В основном гонка между этими странами заключалась в том, чтобы разработать как можно более совершенные типы ядерного оружия и произвести их как можно в большем количестве. Одним из последствий такой политики становились чрезмерные военные расходы, концентрация передовых технологий преимущественно в оборонных отраслях, гипертрофированный военно-промышленный комплекс.

Советское руководство масштабным развертыванием ракет Р-36 в 70-х добилось преимущества первого ракетно-ядерного удара.

Хотя ракетно-ядерная гонка могла привести к войне между СССР и США, она стала колоссальным толчком для развития науки и новых технологий, в первую очередь компьютерных и аэрокосмических (см. Космическая гонка).

Освоение космосаВ 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур.

Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.

4 октября 1957 года – начало космической эры – был запущен первый искусственный спутник Земли (ПС-1).

3 ноября 1957 года – запущен второй искусственный спутник, в его кабине была собака Лайка, снабженная всем необходимым для жизни.

15 мая 1958 года – запущен третий спутник.

Запуск спутников позволил начать изучение космического пространства.

2 января 1959 года был запущен искусственный спутник "Луна-1", он прошел около Луны и стал первым искусственным спутником Луны.

12 сентября 1959 года "Луна-2", автоматическая станция, достигла поверхности Луны, впервые была проложена трасса Земля – Луна.

4 октября 1959 года "Луна-3", автоматическая межпланетная станция, сфотографировала обратную сторону Луны.

20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту – собаки Стрелка и Белка.

12 февраля 1961 года – "Венера-1", космический аппарат, а затем и "Марс".

12 апреля 1961 года – день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина. День 12 апреля стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтов, конструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.

12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Советского Союза летчик Гагарин Юрий Алексеевич".

В послевоенный период продолжилась перестройка западного капитализма на соци-альных и гуманистических началах, после разгрома фашизма в полной мере проявила себя реформистско-демократическая тенденция. Лидеры западных стран осознали необходимость постоянного корректирующего вмешательства государства в экономическую и социальную сферу. Рост государственных расходов на социальные цели, поддержка государством науки и техники, капитального строительства, развития инфраструктуры максимально стимулировали занятость, эффективный потребительский спрос. Господствующими стали концепции «государства всеобщего благоденствия», «общества массового потребления», «высокого качества жизни». Объем промышленного производства капиталистического мира в 1948-1973 годах увеличился в 4,5 раза. Реальная заработная плата с 1950 по 1970 год в США выросла в 1,5 раза, в Великобритании — в 1,6 раза, в Италии — в 2,1 раза, во Франции — в 2,3 раза, в ФРГ — в 2,8 раза. В «золотые» для западных стран 60-е годы доля безработных сократилась до 2,5-3% экономически активного населения. Темпы роста промышленной продукции в 1960-е годы составили 5,7% в сравнении с 4,9% в 1950-е и 3,9% в межвоенный период.

В послевоенный период появилось немало новых, казалось бы, совершенно неожи-данных феноменов.

Так, с конца 50–х и до начала 80–х годов темпы прироста в ФРГ и Японии состав-ляли от 10 до 20%, то есть были самыми высокими среди развитых стран. У «японского» и «немецкого чудес» был немало общего. Наиболее важным было:

• сведение к минимуму военных расходов в этих странах, проигравших вторую мировую войну;

• использование традиционных трудолюбия, дисциплины и высокого культурно-образовательного уровня;

• развитие не энерго- и ресурсоемких отраслей, а производства готовых, сложных изделий (автомобилей, сложной электроники, хитроумных технологических линий и т.д.);

• целесообразное перераспределение национального дохода через систему прогрессивного налогообложения, при котором верхние значения составляли до 50-80%.

Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР).

Процесс интеграции государств в разных областях деятельности в последние десятилетия получил наименование глобализации.

Крупным результатом сотрудничества, которое сложилось между странами антигитлеровской коалиции во время второй мировой войны, стало создание в 1945 году Организации Объединенных Наций. К 2006 году членами ООН были 192 государства. Спектр деятельности ООН в системе международных экономических отношений является весьма широким и вполне отражает тенденции интернационализации и глобализации современной хозяйственной жизни.

Важным аспектом глобализации является возрастающая интеграция мировых экономик, чему способствует легкость перемещения товаров и капитала через национальные границы. Международная валютная система представляет собой совокупность денежно-кредитных отношений, сложившихся на основе хозяйственной жизни и развития мирового рынка. Основными составными элементами мировой валютной системы являются:

- определенный набор международных платежных средств,

- режим обмена валют, включая валютные курсы, условия конвертируемости,

- регламентация форм международных расчетов,

- сеть международных банковских учреждений, осуществляющих международные расчеты и кредитные операции.

В 1944 году в Бреттон-Вудсе (США) состоялась Международная валютно-финансовая конференция, на которой было принято решение о создании Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ). Обе организации имеют статус специализированных учреждений ООН. МБРР начал действовать в 1946 году, а МВФ – в 1947 году.

Целью МБРР является содействие странам-участницам в получении долгосрочных займов и кредитов, а также гарантирование частных инвестиций. В первые послевоенные годы МБРР предоставлял странам Западной Европы значительные займы на восстановление экономики. В дальнейшем главным объектом деятельности МБРР были развивающиеся страны. С конца 80-х годов МБРР стал предоставлять кредиты странам Восточной Европы. РФ вступила в МБРР в 1992 году.

МБРР выпускает облигации, которые покупают частные банки, получая свыше 9%. Из собранных средств МБРР предоставляет кредиты, покрывающие около 30% стоимости объекта, а остальная часть должна финансироваться за счет внутренних или иных источников. Кредиты МБРР представляются на развитие энергетики, транспорта, связи и других отраслей инфраструктуры на срок до 20 лет под высокий процент, определяемый уровнем процентных ставок на рынке ссудных капиталов.

Если первоначальный капитал банка не превышал 10 млрд. долл., то в 1995 году он превысил 176 млрд. долл. На середину 1998 года кредиты МБРР странам-членам достигли 316 млрд. долл., в том числе РФ было предоставлено около 10 млрд. долл. Членами МБРР являются 181 государство.

Членами МВФ являются 182 страны. РФ – член МВФ с 1992 года. Целью МВФ было провозглашено содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем устранения валютных ограничений, а также предоставление валютных займов для выравнивания платежных балансов и установления норм регулирования валютных курсов. Капитал МВФ вплотную приблизился к 300 млрд. долл., причем наибольшее влияние в соответствии с наибольшими квотами имеют США, Великобритания, ФРГ, Франция и Япония. Квоты устанавливаются в зависимости от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и торговле.

С 1944 года действовала Бреттон-Вудская валютная система. Она предусматривала сохранение функций мировых денег за золотом при одновременном использовании в качестве международных платежных и резервных валют национальных денежных единиц, прежде всего доллара США, а также английского фунта стерлингов. Устанавливалась обязательность обмена резервных валют на золото иностранным правительственным учреждениям и центральным банкам по официальному курсу – 35 долларов за тройскую унцию – 31,1 г золота. Предусматривалось взаимное приравнивание и обмен валют на основе согласованных с МВФ валютных паритетов в золоте и долларах США. Отклонение рыночных валютных курсов допускалось не более чем на 1%. Доллар оказался в привилегированном положении.

С 1 января 1948 года ведет свою историю Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). По своей сути ГАТТ является обязывающим договором между правительствами стран-участниц. Первоначально таковых было 23, а к 1994 году их число достигло свыше 100.

Целью ГАТТ провозглашалось обеспечение предсказуемой международной торговой среды и либерализации торговли в интересах содействия экономическому развитию. ГАТТ выполняла весьма важные функции: установление правил, обязательных для правительств в области международной торговли и смежных сферах экономических отношений; проведение торговых переговоров; выполнение обязанностей международного «суда» по торговым вопросам.

Благодаря ГАТТ общепризнанными в системе международных экономических отношений стали гласность, не дискриминация, национальный режим в отношении налогов и сборов на импортные товары. На страны – участницы ГАТТ к 1994 году приходилось свыше 90% мирового товарооборота. Средний уровень таможенных пошлин на товары в рамках ГАТТ удалось понизить с 40% до 4%. Благодаря ГАТТ началось упорядочение в таких важных сферах, как торговля услугами, результатами творческой деятельности, иностранные инвестиции, связанные с торговлей.

Еще в 1982 году СССР установил контакты с Секретариатом (в городе Женева) и основными странами – участницами соглашения. 16 мая 1990 года СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. Российская Федерация стала участвовать в некоторых рабочих органах ГАТТ и в июне 1993 года Генеральному директору ГАТТ было вручено заявление Правительства РФ с просьбой о присоединении к этому соглашению.

О ГАТТ приходится говорить в прошедшем времени, так как с 1 января 1995 года по решению Уругвайского раунда многосторонних переговоров на правовой основе ГАТТ образована Всемирная торговая организация (ВТО). Членом ВТО может стать любая организация, принимающая обязательства всего пакета документов, лежащих в основе ВТО. В конце 1996 года членами ВТО стали 130 государств и еще 30 выразили заинтересованность вступить в нее.

Важную роль в функционировании сложной системы международных экономических отношений играют структуры, созданные при Организации Объединенных Наций (ООН). Среди них такие специализированные учреждения ООН, как Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная организация труда (МОТ). С 1968 года начала работать Комиссия по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ), целью которой является гармонизация и унификация права международной торговли. В рамках ЮНИСТРАЛ разработан ряд международно-правовых документов, одобренных ООН.

К 2000 году в мире насчитывалось свыше 400 межправительственных и около 3 тыс. неправительственных международных организаций. Международные экономические организации можно охарактеризовать как организации, создаваемые на межгосударственном, межправительственном, межминистерском уровнях или создаваемые предпринимательскими и общественными организациями для координации деятельности стран в разных сферах мирового хозяйства.

Создание международных экономических организацией было порождением нараставшей интернационализации хозяйственной жизни, глобализации экономических процессов.

Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация.

Координация усилий с целью достижения конкретных результатов стала важным способом борьбы за свое место в системе международных экономических отношений для стран, которые стали освобождаться от колониальной зависимости.

В 1963 году на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН развивающиеся страны впервые совместно выразили свою точку зрения на международные экономические проблемы. В 1964 году появилось название Группа 77, так как 77 государств подписали соответствующую декларацию о торговле и развитии на Женевской конференции ООН. В декларации говорилось об общих и специальных принципах международных экономических отношений: о суверенном равенстве государств, об ускорении экономического роста и уменьшении разрыва в уровнях дохода разных стран независимо от политического строя, об увеличении экспортной выручки стран третьего мира и т.д. Со временем в Группу 77 вошли 120 государств Азии, Африки и Латинской Америки, а также европейские страны Мальта, Румыния, СФРЮ. В 1974 году по инициативе Группы 77 VI Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Декларацию и Программу действий по установлению нового экономического порядка.

Наряду с международными организациями, деятельность которых имеет глобальное значение, существует немало региональных организаций.

В 1945 году образовалась Лига Арабских Государств (ЛАГ). Членами этой региональной организации являются 22 арабских государства: Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания, Йемен, Ливия и др. ЛАГ координирует деятельность своих членов в политической, экономической, военной и иных сферах, вырабатывает единую политику арабских государств по ряду общеарабских проблем. На Ближнем Востоке значительную роль играют Арабские фонды и банки развития, целью которых является кредитование развивающихся стран – импортеров нефти. В 1971-1980 годах субсидии получили свыше 100 развивающихся стран, но ¾ средств предоставлялось арабским государствам.

В 1966 году был основан Азиатский банк развития (АБР). Членами банка стали 52 государства. Среди них крупнейшими акционерами являются Япония, США, Индия, Австралия, Индонезия, Канада, Южная Корея, ФРГ. В 1967 году возникла Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, в которую в конечном счете вошли Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Мьянма (Бирма), Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. АСЕАН ориентирована на принятие решений по широкому кругу вопросов экономического сотрудничества. В 1989 году по инициативе Австралии возникло Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) с участием 21 государства. Эта межправительственная организация, в которую входят США, Канада, Япония, Мексика, Чили, Китай, страны АСЕАН и др., занимается выработкой региональных правил ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности. В работе АТЭС принимает участие и РФ.

На Африканском континенте в 1965 году был создан Африканский банк развития (53 африканских государства, кроме ЮАР, и 24 неафриканских государства) — АФБР, а в 1972 году возник Африканский фонд развития (ФАД).

Самым мощным межправительственным кредитным учреждением, крупнейшим финансовым и инвестиционным центром Латинской Америки и Карибского бассейна является Межамериканский банк развития (МАБР, МБР), созданный в декабре 1959 году. Его членами являются 46 государств: 26 латиноамериканских, 16 европейских, а также США, Израиль, Канада и Япония. Межамериканский банк развития в течение более чем 40 лет был мощным орудием влияния США на экономическую и политическую жизнь в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. В Южной Америке одной из самых влиятельных международных организаций является Латиноамериканская ассоциация интеграций (ЛААИ, ЛАИ). Она возникла в 1980 году в результате реорганизации Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), которая была образована еще в 1960 году. В ЛАИ входят 11 государств: Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Перу, Парагвай, Уругвай, Чили, Эквадор. В 1969 году внутри Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ) возникла Андская группа (по названию горного массива). В нее вошли Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. Целью стран этой группы стала интеграция и создание сообщества по примеру ЕС. Одной из последних по времени появления стала Ассоциация Карибских Государств (АКГ) (1995). Наиболее динамичным объединением среди интеграционных группировок в Латинской Америке является МЕРКОСУР – Группировка стран южного конуса, Южный общий рынок. МЕРКОСУР создан в 1991 году. Включает Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай. Это страны с населением 200 млн. чел. и территорией в 12 млн. кв. км. МЕРКОСУР проводит общую экономическую политику в отношении третьих стран и экономических группировок, например Европейского Союза, у которого латиноамериканцы многому научились.

Особое место занимают усилия, направленные на решение крупных специфических проблем в современном мировом хозяйстве.

Так, Договором об Антарктике 1959 году, многочисленными международными актами, входящими в его систему, создан режим природных антарктических ресурсов. Антарктика объявлена демилитаризованной и нейтрализованной зоной. В 1978 году был подписан Амазонский пакт. Это означало создание субрегиональной группировки для совместного изучения и освоения природных ресурсов бассейна реки Амазонки. В группировку вошли Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор.

Нельзя не упомянуть о регулярных встречах руководителей глав государств и правительств семи ведущих западных стран – США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады. Эти встречи стали проводиться с 1975 года в условиях острого экономического кризиса, который начался после резкого повышения цен на нефть с 1973 года. На ежегодных встречах «большой семерки» обсуждаются преимущественно внешнеэкономические вопросы: кредитно-денежной, валютной, торговой политики. В ряде встреч принимали участие Президент СССР М. С. Горбачев, Президенты РФ Б. Н. Ельцин, В. В. Путин, Д. А. Медведев.

Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС.

Еще в XIV в. доминиканский монах Пьер Дюбуа предлагал создать европейскую конфедерацию, управляемую единым Советом, в качестве наилучшей формы существования христианского мира. На протяжении XVI-XIX вв. высказывались идеи о создании единой европейской армии, о формировании единого европейского парламента, общеевропейской федерации. О создании Соединенных Штатов Европы полемика началась еще на рубеже XIX – XX вв. Лидер российских марксистов Ленин посвятил этой теме немало работ и предсказывал, что интеграция европейских государств должна произойти только на социалистической основе.

Реальные условия для образования единой Европы сложились после второй мировой войны. К созданию Соединенных Штатов Европы в сентябре 1946 года в речи в Цюрихе призвал У.Черчилль. В связи с провозглашением плана Маршалла 16 государств в июне 1947 года организовали Комитет экономического восстановления Европы. 16 апреля 1948 года была подписана Парижская конвенция и создана Европейская организация экономического сотрудничества (ЕОЭС). Был сделан первый шаг на достаточно длительном пути европейской экономической интеграции.

С самого начала этот процесс развивался в ходе непрерывных дискуссий. Французы и некоторые другие хотели быстро установить наднациональную власть в различных сферах, выступали за создание парламента и правительства федерального типа. Британцы, голландцы, некоторые другие составили направление «функционалистов», считавших достаточной интеграцию в отдельных сферах и высказывались за предоставление федеральному европейскому парламенту консультативных, а не законодательных полномочий.

Американская финансовая помощь и деятельность ЕОЭС стали главными факторами успешной реконструкции европейской экономики.

Европейская экономическая интеграция складывалась из усилий многих стран, в процессе сложного согласования интересов отдельных стран и постепенного преодоления разнообразных противоречий.

Еще в 1944 году правительства в изгнании Бельгии, Голландии и Люксембурга приняли решение о создании таможенного союза под названием «Бенилюкс». В рамках этого объединения в 1949-1950 годах были отменены ограничения на импорт промышленной продукции. К середине 50-х годов рабочая сила и капиталы свободно обращались в рамках «Бенилюкса». Были выработаны принципы многосторонней консультации и единогласного голосования. В рамках Бенилюкса международное разделение труда осуществлялось не только между различными отраслями, но и внутри них.

В 1952 году было создано Европейское общество угля и стали (ЕОУС), куда вошли Франция, Италия, ФРГ и страны Бенилюкса. В рамках ЕОУС были отменены импортные и экспортные пошлины, количественные ограничения, субвенции и другие дискриминационные меры. Функция контроля была возложена на Высшую власть, состоявшую из независимых представителей стран Сообщества. Процесс модернизации и перестройки тяжелой промышленности направлял Фонд перераспределения. В политическом отношении Высшая власть отчитывалась о своей деятельности перед Ассамблеей Сообщества, которую составляли представители национальных парламентов.

Члены ЕОУС пытались создать Европейское политическое сообщество с единой европейской армией и общей внешней политикой. Но, несмотря на ряд усилий и проектов, от полной политической интеграции пришлось отказаться.

Внешнеэкономические отношения развивались более успешно. 25 марта 1957 года был подписан Римский договор, в соответствии с которым с 1 января 1958 года начали действовать Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом).

Усилиями Великобритании 4 января 1960 года была подписана Стокгольмская конвенция и учреждена Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), куда вошли также Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Швейцария и Португалия. В рамках ЕАСТ согласовывались вопросы торговли промышленной продукцией. К 1967 году были в основном отменены таможенные пошлины и количественные ограничения по импорту промышленных товаров во взаимной торговле. Но ЕАСТ представляла собой менее развитую форму интеграции. Ее функции были ограничены внешнеторговыми рамками и направлены на создание зоны свободной торговли.

Дела в ЕЭС шли лучше, чем в ЕАСТ. Темпы роста промышленной продукции в ЕЭС оказались на 50% выше, чем в ЕАСТ. За 1960-1970 годы доля «Общего рынка» в мировом капиталистическом экспорте выросла с 26 до 32%, а доля «ассоциации» упала с 16,5 до 15%. За 1958-1972 годы товарооборот внутри ЕЭС вырос в 9 раз, тогда как оборот торговли государств-членов с иными странами лишь в 3 раза. В 1958-1967 годах среднегодовые темпы прироста ВНП на душу населения составили в странах «шестерки» около 4% в год, а в Великобритании не поднимались выше 2,4% в год. Темпы прироста иностранных инвестиций в страны Сообщества в 1958-1965 гг. были самыми высокими в мире. 22 января 1972 года Великобритания, Ирландия, Дания и Норвегия вошли в ЕЭС. «Европа шести» превратилась в «Европу девяти».

В ЕЭС без особых трудностей к 1968 году были устранены таможенные пошлины и установлен общий внешний тариф. Перемещение капиталов, рабочей силы и услуг в рамках Европейского сообщества (ЕС) стало свободным. Различные косвенные налоги были заменены единой системой налога на добавленную стоимость (НДС). Была осуществлена стандартизация технических норм и координация экономического законодательства. Высшая администрация угля и стали, Европейская комиссия по атомной энергии и Комиссия Европейского Сообщества в 1967 году были объединены в единый орган – «Единую комиссию», или Комиссию европейских сообществ, известную также под названием Европейской комиссии. Эта комиссия и Совет министров находились в Брюсселе. Римский договор предполагал единогласное принятие решений.

Политическая интеграция нашла свое воплощение в создании Европейского парламента. Его состав сначала составляли представители национальных законодательных органов, но в 1979 году были проведены выборы на основе всеобщего избирательного права.

Неевропейские государства могли стать ассоциированными членами ЕС. Такие страны становились привилегированными поставщиками в страны Европы продукции из государств, находившихся за пределами Сообщества. Ассоциативные члены получали преференциальный (предпочтительный) режим, который включал их в зону свободной торговли, где действовал единый внешний тариф. Многие бывшие колонии получили статус ассоциированных участников ЕС. К 1976 году было 46 таких стран.

Много проблем вызывало проведение единой сельскохозяйственной политики, в ходе которой были установлены «ориентирующие цены». ЕС страховало доходы аграриев. Для продукции, импортируемой из третьих стран, устанавливались «пороговые цены». Был отрегулирован рынок транспортных услуг, на котором устанавливались максимальные и минимальные ставки тарифов. Был создан единый бюджет ЕЭС, в рассмотрении которого важную роль играл Европарламент. Важным элементом интеграционного процесса стала совместная борьба с дефицитом платежного баланса, который обострился после нефтяного шока 1973 года.

Унификация европейского рынка сыграла положительную роль. С 1958 по 1968 год торговый оборот между членами Сообщества увеличился в 4 раза. В странах ЕЭС улучшалась техника управления, инвестиционный климат, быстро использовались новейшие технологии, развивались европейский денежный и финансовый рынки. Благоприятное экономическое развитие Европы благотворно сказывалось на развитии мировой экономики в целом.

Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор.

С 1984 году были отменены последние пошлины в ЕЭС на импорт промышленных товаров из стран ЕАСТ, создана зона свободной торговли промышленными товарами, включающая страны ЕАСТ и ЕЭС, хотя между ними продолжали применяться различные нетарифные барьеры, мешающие развитию торговли. Вступление в 1995 году в ЕЭС Австрии, Финляндии и Швеции положило конец существованию ЕАСТ.

В рамках ЕЭС стала возможной реализация крупных «европейских» проектов: строительство энергосистемы ЕЭС, нефтепровода Марсель-Страсбург-ФРГ, реконструкция Мозельского канала, строительство железнодорожного тоннеля под Ла-Маншем и т. д. Ассигнования на современные научные исследования в области электроники, космоса, атомной энергетики и т. д. также осуществляются совместными усилиями.

К началу 80-х годов участникам ЕЭС удалось наладить определенное программирование развития экономики и ее специализацию по странам. Франция стала специализироваться на экспорте малолитражных автомобилей, женской одежды, обуви и белья. Специализацией ФРГ стало производство грузовиков, мужской одежды. Италия преобладала в «нише». дешевых легковых автомашин, холодильников, летней одежды, шляп; У Голландия хорошо получалась мебель, у Бельгии – производство электротехники, стали, ковров и т.д. В рамках ЕЭС создан общий рынок рабочей силы. Юридически любой гражданин без всяких паспортных формальностей может жить и работать в любой стране ЕЭС.

В 1993 году в соответствии с Маастрихтским Договором 1992 года. образовался Европейский Союз. В ЕС вошли 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция. В 1994 году были подписаны соглашения о вступлении в ЕС Австрии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Маастрихтский договор предусматривает создание политического, экономического и валютного союза, завершение формирования единого внутреннего рынка с устранением всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. В «Европе без границ» устанавливается единое европейское гражданство. Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, а также основных направлений внутренней экономической политики. Они стали координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в т. ч. с наркобизнесом, в области юстиции и т. д. Создан европейский валютный институт и Европейский центральный банк. В мае 1999 года вступил в силу Амстердамский договор, подписанный членами ЕС. Он расширяет сферу деятельности ЕС в области гражданских прав и занятости, социальной политики, охраны окружающей среды и т.д. Предусматривается повышение роли Европейского парламента.

Для страны, желающей вступить в Экономический и валютный союз стран ЕС, были определены единые экономические критерии: дефицит бюджета не должен превышать 3% уровня валового внутреннего продукта; объем государственного долга не должен превышать 60% уровня ВВП; уровень инфляции должен находиться в диапазоне 1,5-3% в год.

Доминирующая роль США в мировой экономике. Экономические циклы и кризисы.

США умело играли роль лидера наиболее развитых стран мира, в которых жила наиболее богатая часть населения Земли – «золотой миллиард». США являли собой страну, которая находила новые и новые ресурсы для решения возникавших проблем, сохраняла свою притягательность для жителей самых разных стран, прежде всего благо-даря высокому уровню жизни большинства населения, преобладающего «среднего класса». В 1955-1985 годах номинальный уровень розничных цен вырос в 3,8 раза, а уро-вень доходов увеличился в 6,3 раза. С 70–х годов началась практика встреч лидеров «большой семерки», на которых вырабатывались программы совместных действий. Общим делом западного блока стала борьба против СССР, особенно в связи с советским вторжением в Афганистан.

В 1973 году цивилизационная система Запада была потрясена энергетическим кризисом, связанным с резким повышением цен на нефть и другие энергоносители. Энергетический, сырьевой, валютно-финансовый, экологический кризисы переплелись с очередным циклическим кризисом перепроизводства. Решение назревших проблем предложили неоконсерваторы (новые консерваторы). На выборах в США побеждали республиканцы Рональд Рейган (1980, 1984) и Джордж Буш (1988), лидер Консервативной партии Маргарет Тэтчер — в Англии (1979, 1983, 1987), в ФРГ – Гельмут Коль во главе блока ХДС-ХСС (Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза). Идеологией неоконсерваторов стал монетаризм (Ф. Хайек и М. Фридман). Эта экономическая концепция предусматривала ставку на спонтанное действие механизма свободного рынка и на его способность к саморегулированию, минимум государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, упор на рентабельность и эффективность. Из таких подходов вытекал фактический отказ от прежней социальной политики, а также усиление давления на рабочее движение.

Теоретические установки воплотились в рейганомике и тэтчеризме. Неоконсерва-тивная экономическая политика включала в себя:

• снижение налогов на прибыли корпораций и вообще на лиц с высокими дохо-дами; повышение косвенных налогов, затрагивавшее основную часть населения;

• уменьшение взносов предпринимателей в фонды социального страхования и от-мену ряда программ помощи социально незащищенным группам населения;

• сокращение государственных расходов на образование и здравоохранение;

• распродажу и приватизацию (переход в частные руки) государственной собственности.

Преодолению кризиса существенно помог переход западной экономики к высокоинтенсивному типу научно-технического производства, к развитию наукоемких и экологически чистых производств, энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. США стали родиной компьютерной революции. В целом рузвельтизм приобрел новые формы, государство сохранило свое решающее влияние на все сферы жизни общества, используя для этого налоговые, кредитно-денежные рычаги.

По мере преодоления кризисных явлений и, особенно, в связи с ослаблением и исчезновением «советской угрозы» население западных стран сочло, что неоконсерваторы сделали свое дело, а урезание социальных программ оказалось слишком большим. В США выбрали лидера Демократической партии Билла Клинтона (1992, 1996), в Англии предпочли лейбористов с Тони Блэром (1997), во Франции и Италии на выборах в парламенты получили поддержку большинства избирателей левоцентристские коалиции, а в ФРГ блок СДПГ-СвДП-«зеленые» (социал-демократы, свободные демократы и экологисты) свалил Г. Коля. Стоит подчеркнуть, что «маятниковые» колебания в общественно-политической жизни развитых стран западной цивилизации не имеют той опасной амплитуды, которая свойственна для политического развития России.

Большим стимулом для большинства западных стран стала ликвидация колониаль-ной системы. Англия уходила из своих колоний по-умному, оставляя немало сторонни-ков, стравливая между собой народы и элиты. Так, наряду с Индией на политической карте мира появились Пакистан и Бангладеш. Во взаимоотношениях этих трех стран сохраняется сильнейшая напряженность и неприязнь. Англия осталась номинальным ли-дером такого своеобразного объединения, как Британское содружество наций, общим главой которого является английская королева. В бывших британских колониях, как пра-вило, установились порядки, очень похожие на политический строй бывшей метрополии. Англия сохранила огромный рынок сбыта своих промышленных изделий и достаточно хорошие условия получения сырья.

По-глупому, пытаясь подавить национально-освободительное движение силой оружия, уходили из своих колоний Франция, Бельгия, Голландия, Португалия. Правящие круги не представляли, чем можно будет восполнить доходы от колоний. Французы с 1945 по 1954 год цеплялись за Индокитай, а с 1954 по 1962 год истребили 1,5 миллиона алжирцев. В 1960 году Генеральная ассамблея ООН по предложению СССР приняла резолюцию о деколонизации. В 1974 году освободились от колониальной зависимости Ангола и Мозамбик. Прекратила свое существование последняя колониальная империя — португальская.

Интеграционные процессы в послевоенной Европе.

Во второй половине XX в. мир развивался под влиянием научно-технической революции, под которой обычно понимается качественное преобразование современных производительных сил на основе достижений науки и техники. НТР началась в 30-е гг. XX в. и получила мощное ускорение в годы второй мировой и «холодной войны»

Появились новые источни­ки энергии – атомные, на солнечных батареях, ветряные электрические станции. Стали использоваться искусственные новые мате­риалы, созданные людьми, - нейлон, пластмассы и т.д.. Автоматизация из­менила характер труда и место человека в процессе производ­ства. Появление кибернетики создало материально-техниче­скую базу для науч­ной ор­гани­зации управления общественными процессами. На первый план выдвину­лись такие отрасли, как электроника, нефтехимия, атомная энергетика, об­щая механизация и автомати­зация про­изводства. Происходило освоение космоса и подводного мира. НТР привела к выпуску новых това­ров, видов продукции, к внедрению новых технологий, новых орудий труда. Распро­странение НТР не было огра­ничено только про­мышленностью, транспортом, связью, энергетикой. НТР стремительно вторглась в та­кие об­ласти жизни как торговля, кре­дитно-денежная система, образование, управле­ние.

Развитие мировой экономики в 1945-1991 годах. Роль международных структур.

В послевоенный период продолжилась перестройка западного капитализма на соци­альных и гуманистических началах, после разгрома фашизма в полной мере проявила себя реформистско-демократическая тенденция. Лидеры западных стран осознали необходи­мость постоянного корректирующего вмешательства государства в экономическую и со­циальную сферу. Рост государственных расходов на социальные цели, поддержка госу­дарством науки и техники, капитального строительства, развития инфраструктуры макси­мально стимулировали занятость, эффективный потребительский спрос. Господствую­щими стали концепции «государства всеобщего благоденствия», «общества массового по­требления», «высокого качества жизни».

Процесс интеграции государств в разных областях деятельности в последние десятилетия получил наименование глобализации.

Крупным результатом сотрудничества, которое сложилось между странами антигитлеровской коалиции во время второй мировой войны, стало создание в 1945 г. Организации Объединенных Наций. К 2006 году членами ООН были 192 государства. Важным аспектом глобализации является возрастающая интеграция мировых экономик, чему способствует легкость перемещения товаров и капитала через национальные границы. Основными составными элементами мировой валютной системы являются:

- определенный набор международных платежных средств,

- режим обмена валют, включая валютные курсы, условия конвертируемости,

- регламентация форм международных расчетов,

- сеть международных банковских учреждений, осуществляющих международные расчеты и кредитные операции.

Специализированными учреждениями ООН стали Международный банк реконструкции и развития (МБРР) (1946) и Международный валютный фонда (МВФ) (1947). Членами МВФ являются 182 страны. РФ – член МВФ с 1992 г.

С 1944 г. действовала Бреттон-Вудская валютная система. Она предусматривала сохранение функций мировых денег за золотом при одновременном использовании в качестве международных платежных и резервных валют национальных денежных единиц, прежде всего доллара США, а также английского фунта стерлингов. Доллар оказался в привилегированном положении.

С 1948 г. действовало Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), на базе которого в 1995 г. образована Всемирная торговая организация (ВТО).

Важную роль в функционировании сложной системы международных экономических отношений играют структуры, созданные при Организации Объединенных Наций (ООН). Среди них такие специализированные учреждения ООН, как Международная морская организация (ИМО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная организация труда (МОТ) и другие.

К 2000 г. в мире насчитывалось свыше 400 межправительственных и около 3 тыс. неправительственных международных организаций. Создание международных экономических организацией было порождением нараставшей интернационализации хозяйственной жизни, глобализации экономических процессов.

Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация.

Координация усилий с целью достижения конкретных результатов стала важным способом борьбы за свое место в системе международных экономических отношений для стран, которые стали освобождаться от колониальной зависимости.

В 1963 г. на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН развивающиеся страны впервые совместно выразили свою точку зрения на международные экономические проблемы. В 1964 г. появилось название Группа 77, так как 77 государств подписали соответствующую декларацию о торговле и развитии на Женевской конференции ООН. В декларации говорилось об общих и специальных принципах международных экономических отношений: о суверенном равенстве государств, об ускорении экономического роста и уменьшении разрыва в уровнях дохода разных стран независимо от политического строя, об увеличении экспортной выручки стран третьего мира и т.д. Со временем в Группу 77 вошли 120 государств Азии, Африки и Латинской Америки, а также европейские страны Мальта, Румыния, СФРЮ.

Наряду с международными организациями, деятельность которых имеет глобальное значение, существует немало региональных организаций: Лига Арабских Государств (ЛАГ) (1945).; Азиатский банк развития (АБР) (1946); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (1967), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) (1989 В работе АТЭС принимает участие и РФ. На Африканском континенте появились Африканский банк развития (АФБР) (1965) и Африканский фонд развития (ФАД) (1972).

В Латинской Америке и Карибском бассейне действуют Межамериканский банк развития (МАБР, МБР) (1959), Латиноамериканская ассоциация интеграций (ЛААИ, ЛАИ) (1980, Андская группа (1969), Ассоциация Карибских Государств (АКГ) (1995). Наиболее динамичным объединением среди интеграционных группировок в Латинской Америке является МЕРКОСУР – Группировка стран южного конуса, Южный общий рынок.

На большую часть этих организаций существенное влияние оказывают США.

Особое место занимают усилия, направленные на решение крупных специфических проблем в современном мировом хозяйстве. Так, Договором об Антарктике 1959 г., многочисленными международными актами, входящими в его систему, создан режим природных антарктических ресурсов. Антарктика объявлена демилитаризованной и нейтрализованной зоной. В 1978 г. был подписан Амазонский пак


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: