Билет № 16. ериод правления Ивана IV связывается с его реформами в системе государственного и местного управления

ериод правления Ивана IV связывается с его реформами в системе государственного и местного управления.

В 1547 г. Иван Грозный был венчан на царство. С этого момента Россия официально сталамонархией. Верховным правителем являлся царь. Венчание на царство стало лишь формальностью к уже значительно возросшей власти государя.

Одновременно власть царя все же ограничивается Боярской думой.

Иван IV ввел особую систему террора – опричнину.

Появился новый высший орган власти (1549 г.) – Земский собор. Это были представительные органы, в которые входила:

1) верхняя палата: царь, Боярская дума, духовенство;

2) нижняя палата: представители от дворянства и верхов посадских людей.

Земские соборы работали не постоянно, они созывались по указу царя. Продолжительность их работы зависела от существа обсуждаемых вопросов.

Инициатива созыва Земского собора могла принадлежать как собственно царю, так и сословиям. Компетенция земских вопросов не была четко установлена. Знаменательны соборы, на которых выбирался царь (16-летний Михаил Романов).

Значительному реформированию подвергся весь государственный аппарат. Была сформирована воеводско-приказная система управления.

Приказы формировались из ранее существовавших дворцовых управлений (конюшенный). Компетенция этих приказов была аналогичной управлениям.

Поместный приказ занимался поместьями служилых дворян, именно с введением этого органа связано формирование новой системы землевладения (поместьев), их правовое положение все более уравнивалось с вотчинами.

Особую группу составляли территориальные приказы (Казанский, Сибирский), введение которых связано с еще одной заслугой Ивана IV – присоединением Казани и Сибири. Особое место в системе приказов занимали военно-административные приказы.

Важное место среди реформ Ивана IV занимает реорганизация армии. Теперь основными войсками были дворянская конница и стрельцы (войска, использующие огнестрельное оружие). Для управления стрельцами был создан специальныйСтрелецкий приказ. Военными формированиями (личным составом боярской и дворянской конницы) также ведал Разрядный приказ. Казачьи войска управлялисьКазачьим приказом.

В годы правления Ивана Грозного все еще сохранялась система замещения должностей органов власти по принципу местничества, т. е. по родовитости, знатности.

Реформы государственной власти Ивана Грозного затронули и систему суда и следствия. Был сформирован центральный полицейский орган – Разбойный приказ. В его компетенцию входили разработка для местных органов рекомендаций по вопросам борьбы с преступлениями.

Иван IV изменил и систему местного управления (Мало-Пинежская земская уставная грамота). Были введены земские и губные избы, занимавшиеся: первые – вопросами управления уезда, последние – вопросами суда и следствия, за исключением особо тяжких преступлений (разбоя).

Земские и губные учреждения были выборными. Их члены избирались из числа населения, проживающего в уезде (по сословному признаку), а не как это было ранее назначались из центра. Начала зарождаться система местного самоуправления.

Сохранялась центральная власть на местах. В городах были воеводы, которые должны были обеспечить финансовый контроль государства на местах.

Во время правления Ивана IV Васильевича (1533–1584) завершаются мероприятия, которые были направлены на создание централизованного Российского государства.

В 1547 г. великий князь Иван принимает царский титул, что, по мнению митрополита Макария, должно было его приравнять к императорам Древнего Рима и Византии.

В 40-50-е гг. Иван Грозный проводил свою политику совместно с кружком доверенных лиц, Избранной радой. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. На Земском соборе было решено провести следующие реформы: военную, судебную, церковную, реформу центрального и местного управления.

Военная реформа:

1) проведено укрепление вооруженных сил страны. Ядро армии теперь составляло дворянское ополчение, которое должно было стать опорой власти самодержца;

2) составлено Уложение о службе, согласно которому дворянин мог служить с 15 лет, служба передавалась при этом по наследству;

3) в 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско, которое в конце XVI в. являлось мощной боевой силой Российского государства.

Судебная реформа

В 1550 г. был издан «Судебник» – свод законов, предусматривающих усиление централизованной власти.

Церковная реформа

Перемены, связанные с централизацией государства, отразили решения созванного в 1551 г. по инициативе царя и митрополита Собора русской церкви.

Его назвали Стоглавом, так как его решения были сформулированы в 100 главах.

Стоглавый собор: 1) оформил общерусский список святых; 2) проверил церковные книги;

3) унифицировал богослужение и все церковные обряды.

Реформа центрального и местного управления (губная реформа)

Она была проведена в середине 1550-х гг., в соответствии с ней власть на местах переходила к губным и земским старостам.

В целом реформы Ивана Грозного, проведенные в 1550-е гг., способствовали укреплению процесса централизации Российского государства, были направлены на усиление власти царя.

Реформы дали возможность приступить к решению важных внешнеполитических задач.

Главными направлениями внешней политики России при Иване Грозном были:

1) восточное (присоединение Казанского и Астраханского ханства, начало освоения Сибири);

2) западное (борьба за выход к Балтийскому морю, война с Ливонским орденом).

Действия русских в восточном направлении были достаточно успешными для России. В 1552 г. было покорено Казанское, а в 1557 г. Астраханское ханства, к Российскому государству присоединены также: Ногайская орда, Башкирия, Кабарда. С 1581 г. шло завоевание Сибири.

Труднее решались задачи внешней политики на западном направлении. Россия стремилась к расширению своих земель на том направлении, где находилась Ливония. Иван IV стремился дать России выход к Балтийскому морю, что расширило бы связи страны с Европой. Пытаясь разрешить эту проблему, Иван IV начал в 1558 г. изнурительную для нашей страны Ливонскую войну, которая длилась 25 лет. Хотя начало войны сопровождалось победами русских войск, были взяты Нарва и Юрьев, исход ее был печален для России. В 1560 г. войска Ливонского ордена были полностью разбиты и он перестал существовать, после чего в войну включились Литва, Швеция и Дания, что и повлияло на исход войны. В1564 г. русская армия начала терпеть неудачи.

Эволюция форм собственности на землю (11-16в)

Собственность на землю - есть форма присвоения (индивидуумом или коллективом) земельного участка как предмета природы, а также продуктов труда на земле. Она выражает отношения между людьми по поводу земли как естественного условия всякого производства и главного средства производства в сельском и лесном хозяйствах.

В науке не существует однозначного подхода к определению собственности на землю. Современных авторов можно подразделить по их подходу к частной собственности на землю. «Земельная собственность, исторически определённая общественная форма присвоения (индивидуумом или коллективом) земли как предмета природы» (1). Существует и другая точка зрения, в соответствии с которой собственность на природные ресурсы как результат эволюционного развития природы, составляющей общечеловеческое достояние, в отличие от собственности на материальные блага, созданные трудом человека, представляет условную категорию (2).

Понятие собственности применяется в экономическом и юридическом аспектах. Собственность на землю как экономическая категория представляет собой отношения между людьми по поводу присвоения участка земли и произведённых на нём продуктов труда. Эти отношения появились задолго до возникновения государства и права. Юридическая категория собственности на землю представляет собой совокупность норм, закрепляющих экономические отношения по владению, пользованию и распоряжении объектами собственности.

Отношения собственности на землю существуют на протяжении всего периода существования человеческого общества. Формы этих отношений соответствуют различным способам производства и изменяются в результате развития производительных сил общества и производственных отношений. Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей преобладающая форма земельной собственности. Новые формы возникают в недрах старого сообщества наряду с сохранением ряда форм и видов, предшествующих общественно-экономических формаций. Общей закономерностью для классово-антагонистических формаций является преобладание частной собственности на землю (1).

Первой исторической формой была общинная собственность на землю, характерная для первобытнообщинного строя. Она использовалась в условиях существования племенной, родовой и патриархальной семейной (домашней) общины. Условиями для зарождения частной собственности явились усовершенствование орудий труда и повышение его производительности, появление разделения труда и обмена. Её становление постепенно привело к разложению общинной собственности на землю и возникновения социального неравенства.

«Что касается общины, то она возможна лишь до тех пор, пока имущественные различия между членами ничтожны. Как только эти различия становятся значительными, как только некоторые её члены становятся должниками - рабами других, более богатых членов - так её дальнейшее существование невозможно» (3).

В настоящее время в ряде стран Азии и Африки сохранилась общинная форма земельной собственности, а основной социально-экономической ячейкой является крестьянская община.

Рабовладельческий строй характеризуется существованием различных видов субъектов земельной собственности, которым соответствовали общинная, церковная, государственная и частная (индивидуальная). Концентрация частной земельной собственности постепенно приводила к ликвидации собственности на земельные участки мелких крестьян и росту рабовладельческого латифундизма.

Земельная собственность в эпоху феодализма составляла основу экономической и политической власти. На различных стадиях развития феодализма в разных странах структура и правовой режим земельной собственности отличались многообразием.

Государственная собственность являлась первой формой феодальной земельной собственности на Руси, которая сложилась к IX-X столетиям. С XI в. начала складываться индивидуальная, вотчинная собственность. С конца XV в. раздачи земель московскими князьями в вотчину шли параллельно с пожалованием поместий. И бояре, и дворяне могли быть владельцами как вотчин, так и поместий. Вотчина являла собой владение, передаваемое по наследству с правом отчуждения. В течение XVI в. происходило сближение юридического статуса вотчины и поместья. В результате земли государственной собственности оказались на окраинных территориях и к середине XVII в. составляли около 10% пашни. Поместья - это неотчуждаемая (условная) земельная собственность, обусловленная службой жалователю земли. Помещиками становились служилые люди - от холопов до представителей родовитых фамилий. Поместная система, образовавшаяся на основе этой формы собственности, имела цель - формирование слоя служилых землевладельцев, тесно связанных с государством (4).

Земельные владения духовных корпораций появились столетие спустя после принятия христианства. Однако государство осуществляло контроль за сделками монастырских земельных участков, проводило их конфискацию, размещало на них служилых людей. Что касается общинной собственности, то при распространении государственной и различных видов частной собственности (вотчинная, поместная, духовных корпораций), доля её значительно сократилась. Поэтому порядок крестьянского землепользования на участках других собственников можно отнести к «общинному владению». К середине XVII в. в собственности бояр и дворян находилось 56% земли, у духовенства - 16%, у дворцового ведомства -8%. Остальные 20% приходились на долю черносошного крестьянства, посадских людей, других лично свободных людей (4, с. 52-54).

Таким образом, в основе подразделения форм собственности лежит субъект землепользования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: