Глава X

1. Три дваждырожденные варны, исполняя свои (предписанные) обязанности, должны изучать (Веду); но из них (только) брахман должен толковать ее, а не другие двое; такое установлено правило.

2. Брахман должен знать средства существования, (предписанные) для всех, наставлять других и сам жить в соответствии с Законом.

4. Брахманы, кшатрии и вайшии (составляют) три варны дваждырожденных, четвертая же, шудры, имеет только одно рождение; пятой (варны) нет.

57. Человека нечистого происхождения, который не принадлежит к какой-либо варне,... который не ариец, хотя имеет вид арийца, можно распознать по его делам.

58. Поведение, недостойное арийца, грубость, жестокость и постоянное пренебрежение обязанностями обличают в этом мире человека нечистого происхождения.

63. Непричинение никому вреда, правдивость, неприсвоение чужого, чистоту и самообуздание Ману объявил сущностью Закона (основной дхармой) для четырех варн.

115. Существуют семь законных способов приобретения собственности: наследование, получение (в дар), покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы и получение милостыни от добродетельных людей.

116. Знание, механические искусства, работа за жалованье, услужение, скотоводство, торговля, земледелие, довольство малым, милостыня и ростовщичество составляют десять способов существования, (дозволенных всем людям в бедственном положении).

117. Брахману и кшатрию не полагается, конечно, ссужать деньги под проценты; но в тяжелые времена он при желании может дать ссуду под небольшой процент даже грешному человеку для благочестивых целей.

Глава XII

8. (Человек) достигает (результата) доброго или дурного посредством умственного (действия) в своем уме, словесного (действия) в своем слове, телесного (действия) своего тела.

9. За (многие) преступные деяния, совершенные телом, человек становится (в будущем рождении) чем-либо неодушевленным; за (грехи), совершенные словом, - птицей или зверем; и (за грехи), совершенные умом, (он возродится в) низшей варне.

10. Тот человек, который достиг контроля над своими словами, контроля над своими мыслями и контроля над своим телом, называется тридандин, “носящий три жезла”.

11. Тот человек, который соблюдает этот тройственный контроль (над собой) по отношению ко всем созданным существам и обуздывает желания и гнев, достигает истинного величия.

(Законы Ману. СПб., 1913)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: