Характер и его формирование Соотношение понятия характер и темперамент

Характер (С.Л. Рубинштейн) – относительно устойчивые свойства личности, которые определяют ее качественное своеобразие и выражают ее направленность, и способы реализации этой направленности.

Направленность личности определяется значимыми потребностями человека, его мотивами, на что он устремлен, потребности, цели, установки. Направленность всей жизни человека, задается ведущими мотивами.

Другие определения характера (частные, не такие серьезные как у Рубинштейна, -для идиотов, но тут тоже фигурирует ключевое слово):

И.Кант (1724-1804): Иметь характер – значит, обладать тем свойством воли, благодаря которому, субъект делает для себя обязательными определенные практические принципы, которые он собственным разумом приписывает себе как нечто неизменное. Основу характера составляют практические принципы, которыми он руководствуется в своей жизни. Например: не говорить преднамеренно неправду, не льстить, не обращать внимания на болтовню. Это д.б. ведущие мотивы человека, которые он стремится реализовать в своем поведении. «Человек, не имеющий характер, бросается туда-сюда, подобно тучи комаров, носимых ветром». (При чем здесь некто Комаров?)

А. Адлер (1870-1937) «Теория Личности»: человеческая жизнь имеет определенную направленность, которую Адлер выражает как генеральная линия жизни. Основа этой направленность – стремление человека к достижению этой цели. Они таковы, что эти стремления являются универсальными для каждого человека, и существуют вне зависимости, осознает их человек или нет:

1. стремление к достижению превосходства над другими людьми. Стремление к фиктивной цели. Возникает уже в первые годы жизни человека. У взрослого – в стремлении иметь что-то большее и что-то лучшее чем у других. (образование, бабло, власть) Это стремление универсально, т.к. возникает у чела как компенсаторная реакция на неизбежное чувство неполноценности, которое он испытывает в первые годы жизни. Ребенок считает тебя менее совершенным существом, слабым и не умным, по сравнению с взрослыми. Цель фиктивна, значит достижение ее бессмысленно и бесполезно, но все неосознанно к ней стремятся.

2. чувство общности. То, что способствует единению людей друг с другом и побуждает их к совместной жизни. Забота о ближнем, дружба, любовь. Это стремление не фиктивное, т.к объективно соответствует природе человека. Человек может развиться только в обществе, только в контакте с другими людьми. Желание создавать семью, заводить друзей. Адлер считает это чувство общности – врожденным и, à, универсальным.

Адлер подчеркивает: Чем более у человека выражено стремление к достижению превосходства над другими людьми, тем больше блокируется чувство общности. И это логично – эти понятия противоположны. Это еще одна дихотомия.

Эти два противоположных универсальных стремления реализуются в жизни каждого определенным способом. Эти способы реализации универсальных стремлений устойчивы, и индивидуально своеобразны, т.к. формируются под влиянием личных социальных факторов в которых находится человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: