Типы социальных характеров Фромм

Как происходит формирование соц.характера:

Фромм считает, что одними из основных условий формирования соц.характера является воспитание ребенка в семье. В нормальных стабильных обществах большинство родителей являются адаптированными к опр.культурной среде, следовательно имеют соц.характер и имеют представления о соц.желаемых качествах личности. Большинство родителей стремятся к тому, чтобы их дети были адаптированы к той среде, в которой живут родителя, следовательно воспитывают опр.соц.характкер. Так же происходит влияние стороны значимых людей.

На основании собственных наблюдений Фромм предложил типологию соц.характеров. Включает 5 осн. типов, которые охватывают с его т.зр. значительные массы людей в развитом капиталистическом обществе.

Тип 1. Рецептивный. Рецептивная ориентация. Источник получения благ для такого человек во внешнем мире. Единственный путь получить желаемое – путь получения этого извне. В одиночестве они чувствуют себя потерянными, не в состоянии заниматься чем-то без посторонней помощи. Эта беспомощность видна особо ярко в делах принятия решения и ответственности за них (наемные работники, распространен в системах крепостного права, социалистических и пр.)

Тип 2. Свойственен предпринимателям и владельцам предприятий. Был распространен в период становления капиталистического общества (период накопления капитала – дикий капитализм). Эксплуататорский. Люди с эксплуататорской ориентацией не ожидают, что люди выполнят что-то безвозмездно… Они требовательны к окружающим

Тип 3. Накопительский характер. Эти люди как бы ограждают себя от внешнего мира оборонительной стеной, а их главная цель – привнести как можно больше внутрь этой крепости и как можно меньше вынести из нее. Их скупость одинаково распространяется на деньги, чувства, мысли. Привержены к порядку до педантизма. Порядок в вещах, мыслях и чувствах.

Тип 4. Хотя все эти три типа характеров присутствуют в развитом капиталистическом обществе, но самым распространенным является 4-й тип – рыночный. Поскольку в кап.обществе многие люди являются тоже товаром (профессии), эта ценность зависит от соотношения спроса и предложения, то люди заинтересованы в том, чтобы обойти конкурентов и продать себя подороже. И помимо опр.проф.качеств, они должны уметь так же и себя подавать, играя те роли, которые сейчас пользуются успехом. Если эти роли требуют от человека быть, например, «приветливым», то успешность его продажи будет зависеть от того, насколько удачно он сыграет. Про рыночный тип характера можно сказать, что это характер коньюнктурный, т.е. зависящий от требований. Человек готов менять приверженность к тем или иным качествам в зависимости от спроса и предложения.

Рассмотрели представления Фромма о 4-х типах соц.характеров. Фромм обозначает эти четыре типа как непродуктивные типы, потому что они наблюдаются у людей с такими схемами ориентации-поклонения, которые не способствуют реализации в их жизни родовой сущности человека. Пятый тип характера – продуктивный.

Тип 5. Наблюдается у людей, имеющих схемы ориентации-поклонения, способствующих реализации в их жизни сущностных характеристик человека. Продуктивный тип хар-ра не является широко распространенным в кап.обществе, поскольку условия жизни в нем не способствуют формированию у человека продуктивной направленности. Фромм – марксист. Капитализм – общество потребления. Не теряет надежды о создании общества, пропагандирующего интересы человека и его сущности, что приведет к формированию продуктивного характера.

Многие философы, этнографы, историки считают, что такая реальность, как нац.характер, существует. Самостоятельно можно познакомиться с примерами описаний характеров немцев, французов и пр. (Кант, Ключевский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: