Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Тема 6. Теория и методология гуманистического психоанализа Э.Фромма.




Ключевые категории. Гуманистический психоанализ. Социальный характер; типы социального характера. Социокультурные базовые потребности человека. Экзистенциональные дихотомии. Социальные типы ориентации. Патологическое/здоровое общество. Проблема отчуждения человека от общества. Свобода выбора. Идентичность. Предмет исследования – изучение законов и принципов человеческого фактора в общественно-историческом развитии, выявление роли психологических факторов в общественно-историческом развитии.

Объект исследования – социальное поведение и современное Западное общество (в контексте критики).Методология исследования– гуманистический психоанализ. Методы анализа. Метод глубокой герменевтики.Сравнительно-исторический анализ.

Понятие человека. Гуманистическое понимание природы человека. Поведение человека определяется не инстинктами, а социокультурными потребностями.

Движущая сила социального поведения – социокультурные потребности. Потребность в коллективизме .Потребность в самоутверждении. Потребность к привязанности, укорененности. Потребность в самотождественности (осознание своей принадлежности к человеческому роду). Потребность в культурных образцах, формах поведения. Объективные и психологические причины формирования социокультурных потребностей: общество, малая группа, социализация, психические свойства человека и его особенности. Сущность социального поведения человека определяется тремя дихотомиями:жизнь/смерть,кровосмешение/укорененность,тождественность/стадность. Системы ориентации социального действия: мазохизм, садизм, солидарность. Понятие общества. Патологическое общество дегуманизирует личность, порождает отчуждение. Отчуждение. Утрата человеком самости, творческой способности. Превращение человека в товар. Здоровое общество.

Основное положение гуманистического психоанализа:общество должно соответствовать гуманистической природе человека, должно создавать условия для развития личности. Взаимодействие общества и человека. Общество оказывает сильное воздействие на личность и формирует социальный характер. Общество потребления - патологично и формирует соответствующий социальный характер. Механизм взаимодействия - социальный характер – совокупность социокультурных установок, норм для подражания, которые детерминируют его поведение. Определенный тип, присущий большинству членов группы. Назначение социального характера. Функции социального характера. Типизация социальных характеров: плодотворная и неплодтворная ориентация, рецептивная ориентация (люди надеются на помощь других в решении своих проблем); эксплуататорская ориентация (стремление получить желаемое силой или хитростью); стяжательская ориентация (как можно больше принести в дом и как можно меньше из него отдать); рыночная ориентация, ныне доминирующая.




Задачи социологии. Выявление законов социального поведения отдельного индивида, закономерностей развития общества, путей создания здорового общества.

Значение теории и методологии гуманистического психоанализа Фромма для развития психологической парадигмы и всей современной социологии.

 

Литература, обязательная для изучения

1. Лебон Г. Психология масс. Минск. 2000.

2. Лебон Г. Психология народов и масс // Западно-европейская социология CIC - начала CC веков: Тексты. М., 1996.

3. Тард Г. Законы подражания. С.-Петербург, 1892.

4. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.

5. Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.

6. Парето В. Трансформация демократии // Западно-евройпейская социология XIX- начала XX веков: Тексты. М., 1996.

7. Парето В. О применении социологических теорий // Социологические исследования. 1995. № 10; Там же. 1996, №№ 1, 2, 7, 10.

 

Дополнительная литература

1. Губина С.А. Курс лекций по истории социологии. Зарубежная социология. Учебное пособие.- М.:, Экслибрис- Пресс, 2009. -С. 304

 

2. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т.

3. История социологии: Учебн. пособие / А. Н. Елсуков, Г.Н. Соколова, Т. Г. Румянцева, А. А. Грицанов; под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1997.



4. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000.

5. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.

6. З. Фрейд. "Психология масс и анализ человеческого "Я", издательство "Современные проблемы", Н. А. Столляр, М., 1926 г.

7. З. Фрейд.Введение в психоанализ. Лекции. М.: “Наука”, 1995.Лекции 29 – 35.

8. З.Фрейд. Психоаналитические этюд. Минск: ООО «Попурри», 1997.

9. Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: 1989 г

10. Э. Фромм. Человек для себя. Иметь или быть? Минск: Издатель В.П.Ильин.1997.

11. Э. Фромм. Здоровое общество. – В кн.:Психоанализ и культура. – М.: Юристъ,1995.

12. Гофман А. Б. «Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов»,

13. Л. Уорд «Психические факторы цивилизации», стр. 21, в кн:Хрестоматия по общей социологии, сост. В.П, Култыгин, А.Г. Кузнецов, М., «Научная книга», 2004г

14. Ф. Гиддингс. Социология как наука о человеческом обществе и человеческом поведении. Стр. 33. в кн: Хрестоматия по общей социологии, сост. В.П, Култыгин, А.Г. Кузнецов, М., «Научная книга», 2004г

15. Г. Тард. Законы подражания. - СПб.

16. Фрейд З. «Я» и «ОНО».

17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: ООО «издательство АСТ – ЛТД», 1998.

18. Фромм Э. Искусство любви.

19. Фромм Э. Кризис психоанализа: очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. (Пер. с англ.).СПб.:Акад. Проект, 2000.

20. Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. М. 1996

21. Гиддингс Ф. Направления дальнейших исследований в социологии // Хрестоматия по общей социологии. Сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. - М.: Научная книга. 2004.

22. Уорд Л. Психические факторы цивилизации // Хрестоматия по общей социологии. Сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. - М.: Научная книга. 2004.

23. Зборовский Т. Е. История социологии: Учебник. - М.: 2004.

24. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.





Дата добавления: 2017-11-30; просмотров: 260; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 8793 - | 6921 - или читать все...

 

54.243.17.113 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.