Общие и функциональные психологические типы Юнг

По К.Юнгу всех людей можно разделить на типы, используя 2 критерия:

1. направленность на объекты внутреннего или внешнего мира, которые человек считает наиболее ценными и значимыми в жизни, и с которыми связаны его интересы.

Направленность человека на внешний мир – экстраверсия. На внутренний мир – интроверсия.

Выделив два общих типа делает следующее важное пояснение: вообще-то людей только с экстравертированной или интравертированной установкой не существует. У всех людей присутствует одновременно и та, и другая установка, с той лишь разницей, что одна из этих установок является осознанной, а другая – неосознаваемой. Следует иметь в виду, что мы обращаем внимание на ту установку, которая является осознанной. На практике могут возникнуть трудности отнесения человека к тому или иному типу. Это связано с тем, что неосознаваемая установка так же может оказывать влияние на сознание и поведение человека. Юнг использует термин ретушь –подкрасить человека, чтобы выделить черты сознательной установки и замазать черты. Основополагающее влияние той или иной сознательной установки оказывает влияние анатомо-физиологические особенности. На формирование сознательно типической установки оказывает влияние так же стиль воспитания: если у человека будет сформирована сознательная установка, не соответствующая его анатомо-физиологическим установкам, то, скорее всего, у этого человека разовьется невроз.

После знакомства с осн.критериями и особенностями выделения общих психологических типов, можно перейти к описанию.

Экстравертированный тип (асс Юнг): характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под влиянием событий, потребности вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью удерживать постоянное внимание внешнего мира, завоевывать много друзей и знакомых без особого разбора. Этика и жизненная философия экстраверта несут в себе высоко коллективистскую природу с сильной тенденцией к альтруизму. Его совесть в значительной степени зависит от общественного мнения.

Интравертированный тип: не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним, держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, проявляет отчетливо негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного кол-ва людей. В больших компаниях чувствует себя одиноким и потерянным. Чем больше толпа, тем больше нарастает его сопротивление. Необщителен. То, что делает, делает своим собственным образом, загораживаясь от влияния со стороны. Любые размышления о себе – удовольствие. В своем мире он чувствует себя как дома. Любые изменения в своем внутреннем мире он делает только сам. Толпа, большинство взглядов и мнений никогда его ни в чем не убедят, а заставят скрыться.

Поскольку у каждого человека присутствует обе установки, то Юнг с полным основанием распространяет свое общее представление о компенсаторной функции и на взаимодействие этих установок. Компенсаторная функция установок базируется на базовом принципе устройства человеческой жизни единства противоположности. Этот принцип – ядро представлений Юнга о человеческой жизни. В соответствии с этим принципом, бессознательная, противоположная типической установка, выполняет компенсаторную функцию для его сознательной типической установки. В самом общем виде компенсаторная функция состоит в том, что если у человека начинает ярко доминировать сознательная типическая установка, то бессознательная установка начинает реагировать таким образом, чтобы человек обратил внимание на свою односторонность, тем самым, на необходимость реализации в своей жизни противоположной типической установки.

Бессознательная начинает реагировать так, что в сознании и поведении человека начинают происходит какие-то неожиданные и непонятные события, которые начинают у человека вызывать удивление или беспокойства (сны с одинаковым содержанием, навязчивые мысли, начинает болеть сердце, голова и т.д.).

Важной особенностью компенсаторных реакций является их символический смысл. Смысл этот понятен: в том, чтобы указать человеку на односторонность сознательных установок и необходимость компенсации.

Примеры разрушительного влияния.

Асс Юнг: случай одного певца с резко выраженной экстравертированной установкой, которая проявлялась в его чрезмерном влечении к славе. Вдруг у него исчезает возможность пропевать высокие тона. Вынуждает ограничить концертные выступления и обратить внимание на себя (хотя бы, чтобы заняться восстановлением своего голоса).

Асс Юнг: у человека с чрезмерной экстравертированной установки с быстрым карьерным ростом вдруг обнаруживаются приступы астмы. Анализируя, Юнг обращает внимание на то, что быстрый карьерный рост не укладывался в возможности личностного роста. Личностно человек оказался не подготовлен. Приступы астмы можно символически интерпретировать как симптомы горной болезни, которые проявляются в приступах удушья, когда люди быстро поднимаются на большую высоту в горах. Т.е. слишком быстро ты вскарабкался на карьерную вершину.

Если человек не понимает символического смысла реакций своего бессознательного и не пытается скомпенсировать свою чрезмерную сознательную установку, то бессознательное начинает разрушать сознательную установку. В этом случае у человека возникают более серьезные жизненные проблемы и даже психические расстройства.

Асс Юнг: женщину высоко, ориентированная на социо-культурные нормы, что характерно для экстарвертированного типа привело к подавлению ее естественных влечений (см.Фрейд) и к некоторым ограничениям выражения чувств человека.

Асс Юнг: случай произошел с дамой, днем она прибывала в высокомерии, но по ночам она видела сны с откровенным содержанием. Когда я указал ей, то она не согласилась. Вскоре в лесу на нее напал маньяк. И только помощь, подоспевшая на крик, спасла ее от смерти.

Обратимся к рассмотрения второго критерия - для разделения людей на Функциональные типы:

Юнг использует осн. и вспомогательные психические функции, которыми человек преимущественно руководствуется в своей жизни. Юнг эмпирически выделил 4 функции:

1. Ощущения. Функция, благодаря которой в сознании человека оказывается представлена та реальность, которая воздействует на его органы чувств (ощущения и восприятие).

2. Мышление. Функция, благодаря которой человек имеет знание о том, что эта за реальность, которая дана посредствам ощущений в органах чувств.

3. Чувства. Функция, благодаря которой мы можем судить о ценности ощущаемой реальности.

4. Интуиция. Благодаря которой, мы обладаем способностью предчувствия того, что должно происходить.

Наблюдения Юнга показывают, что все люди различаются между собой по той псих.функции, которой они склонны руководствоваться в своей жизни. Кто-то полагается на ощущения, кто-то на мышление, кто-то имеет развитую интуицию.

Критерии осн.псих.функций выделяют 4 осн.функциональных типа людей (+ 4 общепсихологических типа = 8 типов).

Помимо осн.псих.функции у людей можно выделить еще одну функцию, которой люди так же руководствуются в жизни (но уже в меньшей степени) - вспомогательная псих.функция. При этом вспомогательной функцией не любая из трех оставшихся. Потому что все эти 4 функции находятся в определенном отношении противоположности. Если развито ощущение, то не развита интуиция. Если развито мышление, то не развито чувство.

М

О И

Ч

Если развита О, то вспомогательной может быть или М, или Ч, но не И.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: