И.Алтынсарин: и народное образование

Ыбырай Алтынсарин (1841-1889) — казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист. Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Автор первых казахских учебников: «Киргизская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879), автор басней и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова. Создавал варианты алфавита на основе русской графики для записи казахских текстов. Открыл четыре двухклассных центральных русско киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. А также учительскую школу в Троицке, немного позже она была переведена в Оренбург. Некоторое время Алтынсарин работал переводчиком в Оренбургском областном правлении, также в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно - уездного судьи. Алтынсарину было присвоено звание статского советника.

Абай – великий казахский поэт и писатель

Аба́й (Ибраги́м) Кунанба́ев (1845-1904) — великий казахский поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской культурой среди казахов. Он призывал: «Знать русский язык — значит открыть глаза на мир». Некоторое время Абай работал волостным управителем. Однако в скором времени, разочаровавшись в своей способности использовать должность на благо народа, оставил ее. Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал против исламского догматизма, рабского положения женщины. Выступал против социального зла и невежества. Абай, как властитель дум, вызывал дикую зависть, бешеное озлобление врагов, проявившееся в самых коварных формах. Последние удары судьбы связаны со смертью его сыновей Абдрахмана и Магавьи. Подавленный Абай отверг лечение недуга и добровольно обрёк себя на смерть. Руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как свою духовную предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: