Билет №48 • основные методы деятельности

48. Характеристика основных политических партий революционно-демократического лагеря.

• причины и цели создания данных политических партий;

Революция 1905—1907 гг. создала благоприятные условия для образования множества политических партий, как русских, так и национальных. Все они в те годы действовали вполне легально. Число их вместе с ранее возникшими нелегально партиями к исходу революции было более пятидесяти. Эти партии являлись выразителями различных социальных, национальных и даже религиозных интересов, что было отражено в их программах. Все политические партии можно свести к трем основным классификационным группам:

1. революционно-демократические партии (социал-демократические и неонароднические),

2. либерально-оппозиционные (в основном партии русской и национальной либеральной буржуазии, а также либеральной интеллигенции),

3. консервативно-охранительные (правые буржуазно-помещичьи и клерикально-монархические, черносотенные).

• какие именно партии, каким образом создаются; особенности внутренней организации партий, отношения к существующему строю; идеологическая направленность доктрин;

Ниже речь пойдет о наиболее крупных политических партиях, имевших общероссийское значение.

Среди партий первой группы ведущую роль играли возникшие на рубеже XIX—XX вв. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры).

• основные программные требования, общие для данного лагеря;

Как было указано выше, РСДРП организационно оформилась на II съезде (1903) и тогда же произошел ее раскол на большевиков и меньшевиков. Однако формально (вплоть до марта 1917 г.) и те и другие продолжали считаться членами одной партии.

• требования, характерные для конкретных партий;

На II съезде РСДРП была принята единая (для большевиков и меньшевиков) программа, состоявшая из двух частей. Первая часть («программа-минимум») предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции:

· свержение самодержавия,

· введение демократической республики и широкого местного самоуправления,

· предоставления права самоопределения всем нациям, входящим в состав России,

· установления 8-часового рабочего дня для лиц наемного труда.

В аграрном вопросе:

· возвращение крестьянам земель, «отрезанных» от их наделов во время проведения реформы 1861 г.,

· отмена выкупных и оброчных платежей за землю,

· возвращение крестьянам ранее выплаченных ими выкупных сумм.

• основные методы деятельности;

В 1906 г. аграрная программа была пересмотрена. Теперь уже выдвигалось требование полной конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель. Это требование, как уже сказано, было заявлено самими крестьянами на двух Всероссийских съездах Крестьянского союза и, естественно, заставило изменить аграрную программу РСДРП на IV ее съезде в апреле 1906 г. Однако, если крестьяне рассматривали всю землю, в том числе и свою надельную, как общенародное достояние, то аграрной программой РСДРП предусматривалась национализация всех земель. Различие, на первый взгляд терминологическое, имело принципиальное значение. В первом случае хозяином земли становился сам народ, точнее те, кто ее обрабатывает, при этом распределением земельных участков ведала сама крестьянская община. Во втором — полным собственником земли становилось государство, которое превращалось таким образом в крупнейшего помещика-монополиста со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Аграрная программа меньшевиков была предложена крупным экономистом-аграрником П. П. Масловым. Его поддержал Г. В. Плеханов. Это была программа муниципализации земли. Суть ее заключалась в том, что конфискованные помещичьи, удельные, монастырские и церковные земли предоставлялись в распоряжение органов местного самоуправления (муниципалитетов), которые потом распределяли ее между крестьянами. Предусматривалось сохранение собственности крестьян на их надельную землю. Допускался и переход части земли в руки государства для создания переселенческого фонда. Программа меньшевиков была нацелена против властного вмешательства государства в аграрные отношения. Кроме того, меньшевики указывали, что национализация земли «непомерно усилит государство, превратив его в единственного земельного собственника, усилится и правящая бюрократия».

Вторая часть программы РСДРП («программа-максимум») предусматривала социалистическое переустройство общества после победы пролетарской революции. Однако реализацию этой программы большевики и меньшевики представляли себе по-разному. Большевики ориентировались на немедленное построение социализма после победы пролетарской революции, даже предусматривали возможность непосредственного «перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую», без какого бы то ни было переходного периода. Меньшевики считали утопией насаждение социализма в экономически и культурно отсталой стране. Они полагали, что после буржуазно-демократической революции должен пройти определенный период развития капитализма, который превратит Россию из отсталой в развитую капиталистическую страну с демократическими свободами и учреждениями.

• отношение партий: а) к первой российской революции; б) к Государственной думе; в) к политическому строю в России после поражения первой российской революции; г) к первой мировой войне; д) к Февральской революции; е) к Октябрьской революции;

В период революции 1905—1907 гг. численность РСДРП значительно выросла. Если перед революцией в рядах РСДРП состояло 2,5 тыс. членов (по другим данным 8,6 тыс.), то к концу революции — уже 70 тыс. При этом меньшевики составляли большинство (45 тыс.). В большевистском крыле РСДРП русские составляли 89%, в меньшевистском—русские—37%,грузины—29%, евреи — 23%, украинцы — 6% и прочие — 5%. Кроме того, в России числилось 74 тыс. членов национальных социал-демократических партий: 33 тыс.—еврейского Бунда, 28 тыс.—Польской социалистической партии и 13 тыс. латышских социал-демократов.

Партия эсеров, хотя формально и заявила о своем образовании в 1902 г., но организационно оформилась на Учредительном съезде, состоявшемся 29 декабря 1905 г.—4 января 1906 г. в Финляндии, на котором были приняты ее программа и устав. Программа эсеров предусматривала:

· свержение самодержавия и установление демократической республики,

· автономию областей и общин на федеративных началах,

· широкое применение федеративных отношений между отдельными нациями,

· признание за ними безусловного права на самоопределение,

· введение родного языка во всех местных общественных и государственных учреждениях,

· всеобщее избирательное право без различия пола, религии и национальности,

· бесплатное образование,

· отделение церкви от государства и свободу вероисповедания,

· свободу слова, печати, собраний, стачек,

· неприкосновенность личности и жилища,

· уничтожение постоянной армии и замена ее «народной милицией»,

· введение 8-часового рабочего дня,

· отмену всех налогов, «падающих на труд», но установление прогрессивного налога на доходы предпринимателей.

Центральное место в эсеровской программе занимал аграрный вопрос. Эсеры требовали изъять землю вообще из частной собственности. Но они выступали не за национализацию ее, а за «социализацию», т. е. передачу земли не государству, а в общенародное достояние. Землей, считали эсеры, должны распоряжаться общины, которые будут распределять ее в пользование по «трудовой» норме среди всех граждан республики, для которых самостоятельный труд на земле является основным источником существования. В перспективе предусматривалось обобществление земледельческого производства путем использования различных форм кооперирования земледельцев. Организация трудовых ассоциаций предусматривалась не только в сфере земледелия. В этом эсеры видели создание социалистической формы хозяйства. Они выступали за сохранение крестьянской общины как основы формирования социалистического характера общественных отношений в деревне.

Тактика эсеров предусматривала пропаганду и агитацию, организацию стачек, бойкота и вооруженных акций — вплоть до организации вооруженных восстаний и применение индивидуального политического террора. Впрочем, террор они рассматривали как «крайнее» средство. Им занималась небольшая «Боевая группа», которая вначале насчитывала 10—15, а в ходе революции 1905— 1907 гг.—25—30 человек. Руководили «Боевой группой» Евно Азеф и Борис Савинков. Они организовали убийства ряда крупных государственных лиц — министра народного просвещения Н. П. Боголепова (1901), министров внутренних дел Д. С. Сипягина (1902) и В. К. Плеве (1904), генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича (1905).

Еще в конце 1904 г. из Партии социалистов-революционеров выделилась группа, стоявшая на позиции широкого применения террористической борьбы. В конце 1906 г. она оформилась в «Союз социалистов-революционеров-максималистов», который представлял собой крайне левое крыло эсеровского движения и сосредоточил свою деятельность на «экспроприациях» и индивидуальном терроре. Лидером этой группы был М. И. Соколов, казненный в 1906 г. по приговору военно-полевого суда. Группа подвергалась наибольшим полицейским преследованиям и к 1907 г. была практически разгромлена.

Из среды эсеров выделилась и группа анархо-коммунистов — последователей П. А. Кропоткина, однако влияние ее было невелико, несмотря на авторитет лидера.

В числе неонароднических социалистических партий, отвергавших насильственные методы борьбы, видное место занимала Трудовая народно-социалистическая партия (народные социалисты или энесы). Она официально заявила о себе в сентябре 1906 г., когда вышел в свет 1-й, программный, выпуск ее бюллетеня «Народно-социалистическое обозрение». Партия окончательно оформилась в ноябре 1906 г. К 1907 г. в ней числилось 56 местных организаций, в которых состояло в общей сложности не более 2 тыс. членов. В основном это городская интеллигенция, земские служащие и незначительное число крестьян. Видными идеологами энесов являлись профессора и публицисты А. В. Пешехонов, В. А. Мякотин, Н. Ф. Анненский, В. И. Семевский, принадлежавшие к «левому флангу» легального народничества.

Исходя из своеобразия российских условий (преобладание крестьянского населения и наличие поземельной общины), энесы выступали за особый для России путь к социализму, минуя капитализм, как наиболее «прямой, естественный и безболезненный», опираясь на развитие общинных начал в русской народной жизни. Их программа предусматривала:

· ликвидацию монархии и введение «демократической республики»,

· замену постоянной армии «народной милицией»,

· отмену сословного строя,

· утверждение равенства всех граждан перед законом,

· введение свободы совести, слова, печати, собраний, союзов,

· неприкосновенность личности и жилища.

Высшим органом управления страной должно стать однопалатное Народное представительное собрание, избираемое всеми гражданами, достигшими 20 лет, независимо от пола, национальности и вероисповедания, путем прямого, равного и тайного голосования. Ему должна принадлежать вся полнота законодательной власти, Энесы выступали за повсеместное введение земского, городского и сельского самоуправления, основанного на широких демократических началах. Энесы были убежденными сторонниками права наций на самоопределение. В аграрном вопросе они в качестве первоочередной меры считали конфискацию помещичьих, казенных, удельных, кабинетских, монастырских и церковных земель и передачу их в общенародную собственность. Но конфискация не должна была коснуться крестьянских надельных, а также тех частновладельческих земель, на которых «ведется трудовое хозяйство». В печати энесы активно выступали против столыпинской ломки общины.

• когда и при каких обстоятельствах сошли с политической арены?

Политические партии революционно-демократического лагеря относились к революциям как к способу достижению некоторых целей, как преобразовательный элемент государства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: