Управление конфликтами. Первый шаг в искусстве управления конфликтов- это уверенность в том, что любой конфликт можно разрешить конструктивно

Первый шаг в искусстве управления конфликтов - это уверенность в том, что любой конфликт можно разрешить конструктивно, а для этого необходимо, в первую очередь, избавиться от иллюзий восприятия в конфликтной ситуации.

Субъективное отражение конфликтной ситуации не обязательно соответствует действительному положению дел. В литературе справедливо отмечается, что осознание конфликта всегда несет в себе элементы субъективизма и уже поэтому является в определенной мере искаженным. Выделяют некоторые иллюзии восприятия в конфликтной ситуации.

1. Иллюзия плохого человека. Обычно человек думает: «В конфликте виноват другой человек (на 100% - это его вина)», «Я прав, а другой - не прав, он плохой», и каждый собирает вокруг себя союзников, чтобы доказать «я прав!». Так происходит расширение конфликта. Однако, конфликт, как было сказано выше, такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник (45% - вносит в конфликт сам человек, 45% - другой, 10% - обстоятельства.)

2. Иллюзия «Выиграть - проиграть». Человек думает, что выиграть может только один из нас, главное: «Кто победит?». Однако, выиграть может каждый. Важно понять, что не «Я против тебя», а «Мы с тобой против проблемы».

Так же к первому шагу в искусстве разрешения конфликтов относится проявление бдительности. Ведь конфликт не происходит вдруг, он предваряется более или менее очевидными сигналами.

Выделяют следующие «сигналы конфликта»:

1. Дискомфорт (интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя словами выразить трудно).В этот момент нужно справить себя: «Могу ли я что-то сделать по этому поводу в данный момент».

2. Инцидент (какая-то мелочь может вызвать волнение, напряжение или раздражение, однако через время она забывается).

3. Недоразумение (появляется в ситуациях, когда увеличивается эмоциональное напряжение, наблюдается неполное понимание друг друга).

4. Напряжение (очевидный сигнал, взаимоотношения обременяются негативными установками и предвзятыми мнениями).

5. Кризис (человек рвет связь с партнером; происходят ссоры, оскорбления, неразрешимый конфликт).

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиг­раю?», «Что я потеряю?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника?» и т. д. На основе такого анализа он созна­тельно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принужде­ние, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведе­ние в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональ­ным напряжением и носит спонтанный характер. У каждого из нас есть излюбленные, привычные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, часто это просто привычки, полученные в детстве. Важно помнить, что привычные способы поведения не всегда являются эффективными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: