Финансы и кредит

В начале XX в. Государственный банк - главное орудие экономической политики правительства сократил финансовые вливания в промышленность.

Акционерные коммерческие банки, старые и вновь создававшиеся быстро росли (в 1913 г. они владели 72% всех кредитных капиталов страны) и развивали сеть своих филиалов (св.700). Особенно значительной была "большая пятерка" - Русско-Азиатский, Петербургский международный, Азовско-Донской, Торгово-Промышленный и Русскийдля внешней торговли, которым принадлежала половина всех активов коммерческих банков России.

Для населения ширилась сеть городских банков, сберегательных касс и кредитных кооперативов.

Торговля и транспорт

Торговля

Внутренняя торговля. В 1900-1913 гг. на 65% вырос товарооборот, большая часть которого приходилась на лавки и торговлю вразнос. Росла и оптовая торговля: число фондовых и товарных бирж достигло 85. В целом же этот большой рост был недостаточен, что объяснялось бедностью российской деревни: сельский житель покупал в 16 раз меньше, чем горожанин.

Внешняя торговля Россиирасширилась в 1897-1914 гг. в 2 раза, но как и раньше в основном вывозились сельскохозяйственная продукция и сырье (90% экспорта), прежде всего - зерно (40%). В то же время несколько увеличился экспорт промышленной продукции - тканей, сахара, металла и металлических изделий (10%). Правительство поощряло вывоз специальными премиями и освобождением от налогов экспортных товаров.

Ввозились прежде всего машины и оборудование. Главными торговыми партнерами России являлись Германия и Англия. Развивалась торговля с Ираном, Китаем и другими странами Азии, русские промышленные товары, в том числе рельсы, появились на европейском и южноамериканском рынках.

Транспорт

Быстро развивался водный и особенно железнодорожный транспорт. В годы промышленного подъема 1890-х гг. сеть железных дорог выросла более чем в 1,5 раза, достигнув общей протяженности свыше 51 тыс. верст. В начале XX в. темпы железнодорожного строительства сократились, но к 1914 г. было построено еще 20 тыс. верст путей. В то же время более 75% дорог были одноколейными и располагались по территории страны очень неравномерно. На 1 км2 в России приходилось в 11 раз меньше железнодорожных путей, чем в Германии. Во многих сельских районах основным остался гужевой транспорт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: