double arrow

Внешняя политика СССР в послевоенный период. «Холодная война»

Послевоенное десятилетие насыщено важными политическими событиями. Потенциал сотрудничества, накопленный СССР и западными державами в годы совместной борьбы с фашизмом, с наступлением мира стал быстро иссякать. Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны и заключалось в дальнейшем углублении, начавшегося в 1917 году, раскола мира на два социально-политических блока. В истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав - СССР и США.

Громогласным манифестом «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стала речь бывшего британского премьера У.Черчилля в Фултоне (США), произнесенная 5 марта 1946 года в присутствии нового американского президента Г.Трумэна. В выступлении У.Черчилля, а также в ряде конфиденциальных документов были сформулированы 2 стратегические цели Запада по отношению к СССР. Первоочередная цель: не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина «сдерживания коммунизма» 1946 год – правительство США должно было жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния, не вмешиваясь при этом во внутренние дела Советского Союза. Политика сдерживания рассматривалась как способ предотвращения новой мировой войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения). Перспективная цель: оттеснить социалистическую систему к довоенным границам, а затем добиться ее ослабления и ликвидации в самой России (доктрина «отбрасывания коммунизма»). При этом правящие круги США не скрывали намерений добиться мирового господства. «Победа,- открыто заявлял Трумэн,- поставила американский народ перед лицом постоянной и жгучей необходимости руководства мира». Политический смысл этого выступления заключался прежде всего в том, чтобы психологически подготовить западную общественность к последующему разрыву отношений между странами-победительницами, вытравить из сознания людей те чувства уважения и благодарности к советскому народу, которые сложились в годы совместной борьбы с фашизмом.

Итоги конфронтации Запада и Востока, приведшей к началу «холодной войны», наметились еще в годы Второй мировой войны, когда реакционные силы США и АНГЛИИ пытались договориться с гитлеровской Германией о заключении сепаратного мира прежде чем советские войска войдут в Европу (дело Вольфа-Далесса). Именно Г.Трумэн в апреле 1945 года поставил под сомнение заключение любых соглашений с Советским правительством ничем не оправданное применение американцами ядерного оружия летом 1945 года в Хиросиме и Нагасаке, когда судьба милитаристской Японии в сущности была уже предрешена, дало в руки консервативным силам США мощный аргумент в решении международных дел в свою пользу – «атомную дубинку», с помощью которой, как они считали, можно было бы победно завершить войну с Японией, не прибегая к помощи СССР, а также осуществить контроль поверженной Германии, не прося о помощи Советскую армию.

Осенью 1946 года либерально настроенные в отношении СССР деятели из прежней администрации Ф.Д.Рузвельта были вытеснены с ключевых постов в американском правительстве. В марте 1947 года, на волне все усиливавшегося противостояния СССР и США Трумэн объявил в конгрессе о своем решении любой ценой остановить распространение «Советского владычества в Европе. Доктрина Трумэна предусматривала под видом оказания срочной военной и экономической помощи Греции и Турции, вмешательство в их внутренние дела и превращение территорий этих стран в военно-стратегический плацдарм США против СССР и других стран Восточной Европы. Эта программа явилась прямым актом политики «холодной войны» (помощь «свободным» народам, сопротивляющимся попыткам подчинения со стороны вооруженного меньшинства к внешнему давлению). Справедливости ради необходимо заметить, что стратегический поворот внешнеполитического курса США к открытой конфронтации с СССР был в значительной степени спровоцирован идеологией и политикой сталинского руководства. Развернув массовые идеологические и политические репрессии в своей стране и попавших в сферу его влияния восточноевропейских странах, сталинизм превратился в глазах миллионов людей в своеобразное политическое «пугало». Это значительно облегчило работу право-консервативных сил на Западе, выступавших за отказ от сотрудничества с СССР. Определенное влияние на характер внешней политики Сталина в послевоенный период оказался печальный для СССР дипломатический опыт 30-ых годов, и, прежде всего, опыт советско-германских отношений. Поэтому Сталин с большой подозрительностью относился к дипломатии Запада, считая, что стабильные долговременные отношения с ними поддерживать невозможно. Отсюда – негибкость, ультимативные ноты в отношениях с США и другими странами, часто неадекватная реакция на действия Запада.

Конкретным предметом для противоречий во взаимоотношениях бывших союзников были, прежде всего, различия в подходах к послевоенному устройству стран Центральной и Юго-восточной Европы. После войны в этих странах наблюдался рост влияния левых сил коммунистов, что рассматривалось на Западе как потенциальная угроза существующему строю. США пытались противостоять этому всеми доступными путями. В свою очередь, руководство СССР рассматривало стремление Запада повлиять на характер политических процессов в странах Центральной и Юго-восточной Европы как попытку привести здесь к власти недружественные по отношению к СССР режимы, лишить страну плодов победы, вытеснить СССР из сферы интересов его безопасности.

В западной историографии начало «холодной войны» связывают с послевоенной политикой Советского Союза, которая якобы носила агрессивный характер. Миф об агрессивных устремлениях СССР использовался на Западе для идеологической обработки населения в угодном для властей направлении. Вопреки утверждениям ряда американских историков, СССР не разрабатывал планы агрессии против других стран, в частности США, у него не было для этого необходимого флота (авианесущих кораблей всех классов, десантных судов), до 1948 года практически не обладал стратегической авиацией, до августа 1949 года- атомным оружием. Разработанный в конце 1946 года начале 1947 года «План активной обороны территории Советского Союза» имел исключительно оборонительные задачи. С июля 1945 года по 1948 год численность Советской армии сократилась с 11,4 до 2,9 млн. человек.

В 1946 году разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками по вопросам послевоенного устройства мира: в ООН, где начал обсуждаться вопрос о контроле над атомной энергией; на Парижской конференции по вопросу о мирных договорах со странами – бывшими союзницами гитлеровской Германии - Румынией, Венгрией, Болгарией, Италией (компромисс был достигнут на сессии совета министров иностранных дел в Нью-Йорке в ноябре 1946 года). В Германии разгорался конфликт в связи с сепаратным объединением американской и английской оккупационных зон и закрытием их границы с советской.

Советское руководство было готово принять западную концепцию политического устройства Германии (отказ от диктатуры одной партии и возможность допущения вновь на территории советской зоны социал-демократической партии) в обмен Запад должен был признать законность такой формы репарацией с Германией для советской стороны, как поставки из текущей продукции, то есть за счет поставок СССР товаров народного потребления и промышленной продукции, произведенной немецкими предприятиями преимущественно в советской оккупационной зоне, а частично и западной. На состоявшейся в декабре 1947 года Лондонской сессии Совета министров иностранных дел новый госсекретарь США Маршалл сделал от имени своего правительства заявление, направленное на немедленное прекращение репарационных поставок Советскому Союзу из Германии. К этому заявлению присоединились министры иностранных дел Англии и Франции (всего по репарациям СССР получил оборудование и материалы на 3,7 млрд.долларов США, что почти в 3 раза меньше предполагаемого). Позиция США, поддерживаемая полностью зависимыми от них западноевропейскими державами, соответствовала выдвинутой ранее доктрине Трумэна и плану Маршалла, разработанного летом 1947 года. Предлагая довольно значительную экономическую помощь пострадавшим от войны странам (американские кредиты, займы и субсидии составили более 20 млрд.долларов), США преследовали как политические (добиться стабильности режимов и отвести угрозу социальных взрывов на континенте), так и экономические (избавить свою страну от перенасыщения рынков капитала и товаров) цели. Именно план Маршалла сделал возможной денежную реформу в западных оккупационных зонах Германии. Под видом экономической помощи США создавали в Европе мощный бастион против «Советского экспансионизма». Проведение денежной реформы в Германии и прекращение взимания репарационных платежей, в том числе и для Советского Союза, вызвали сильный политический кризис. 24 июня 1948 года Советские войска блокировали Западный Берлин на 324 дня. Эти действия СССР вызвали значительные изменения в политической жизни ряда западных стран: социалисты и либералы уступили свои места в политических структурах консервативным и антисоветски настроенным силам. В мае 1949 года была принята конституция сепаратного западногерманского государства, объединившего в своих границах 3 зоны оккупации – американскую, английскую и французскую. Это государство получило название- Федеративная Республика Германии(ФРГ). В ответ на это в октябре 1949 года СССР создает в границах своей оккупационной зоны германское государство- Германскую Демократическую Республику(ГДР). Берлинский кризис завершился расчленением Германии. Следующим шагом западных держав, способствующим расколу мира и закреплению этого раскола в военном отношении, стало подписание в Вашингтоне 4 апреля 1949 года Атлантического пакта (НАТО) между США, Великобританией, Францией, Канадой, Италией и рядом других европейских стран (всего 11), согласно которому каждая из сторон обязалась оказывать немедленную помощь, «включая применение вооруженной силы», любой участнице пакта в случае «вооруженного нападения против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке». В 1952 году в НАТО вступили Турция и Греция. НАО – военно-политический блок, направленный против революционных и национально-освободительных движений. Вдоль советских границ развертывалась сеть вооруженных баз США. В Пентагоне велась разработка планов войны против СССР с применением атомного оружия. Наиболее известный из них – «Дропшот»,- предусматривал нанесение ядерных ударов по основным городам Советского Союза.

Одновременно Вашингтон предложил проект учреждения наднационального контроля над атомной энергией («план Баруха» летом 1946 года). План предусматривал создание специального органа, по форме международного, а по существу управляемого США. Этому органу надлежало контролировать и выдавать разрешения государствам на все виды деятельности, в какой-либо мере связанные с ядерной энергией. Им запрещалось заниматься не только производством, но и научными исследованиями в этой области. «План Баруха» фактически закреплял монополию США на атомное оружие, открывал возможность постоянно вмешиваться во внутренние дела других стран и в конечном итоге способствовал бы подчинению наукоемких отраслей их экономики американским монополиям. В августе 1949 года в Советском Союзе было успешно проведено испытание первой атомной бомбы. А в сентябре американские самолеты, патрулирующие Аляску, зарегистрировали следы радиации, исходящие от Сибири. Это известие вызвало в американской администрации разногласия в вопросах о ядерной политике. Советское военное превосходство все более увеличивалось, отсюда пошла речь о необходимости наращивания американского военного потенциала (в 1949 году в распоряжении США было около 250 атомных бомб, в 1950 – свыше 400). Военный бюджет США за 1951-1953 года вырос с 13 до 50 млрд. долларов США. Таким образом, СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. Кульминационным пунктом противостояния двух держав стало участие обеих в Корейской войне (25 июня 1950 г- 28 июля 1953г.). После победы коммунизма в Китае и образования в 1949 году Китайской Народной Республики, соотношение сил в Юго-восточной Азии коренным образом изменилось. К тому же Япония в результате поражения перестала играть в этом регионе доминирующую роль. ЕЕ место заняли США. В январе 1950 года госсекретарь Д.Ачесон заявил, что «периметр обороны» США на Тихом океане проходит от Алеутских островов через Японию к Филлипинам, то есть минуя Корею. Советские и американские войска находились на территории Кореи по обоюдному соглашению для принятия акта капитуляции японской армии. В конце 1948 года советские части были полностью выведены из Северной Кореи. Летом 1949 года США вывели свои войска из Южной Кореи. Западные историки рассматривают проблему корейской войны с позиций «борьбы между СССР и США за влияние в Азии», а саму войну – как стратегическое соперничество сверхдержав, переросшее из локального конфликта между Северной и Южной Кореей по поводу того, кому править страной. Отечественные историки тоже склоняются к такой точке зрения. Позиция Сталина в корейском конфликте строилась с учетом ряда важнейших фактов - обладание СССР атомной бомбой, рост национально-освободительного движения в Юго-восточной Азии, заявление американской стороны о том, что ее мировые оборонительные рубежи обходят Корею. Президент Трумэн полагал, что Москва сознательно стремилась втянуть США в вооруженный конфликт на Дальнем Востоке, чтобы развязать себе руки в других стратегически важных районах мира и прежде всего в Европе. В разразившемся конфликте проблема собственно корейская занимала Запад меньше всего, поскольку он рассматривал войну как возможность проверки того, «во что обойдется сохранение Южной Кореи как оплота против коммунизма в Азии». Советское правительство сначала оказывало КНДР помощь в вооружении, боевой технике, материальными ресурсами, а в конце ноября 1950 года перебросило в северо-восточные районы Китая несколько авиадивизий, участвующих в отражении налетов авиации США на территорию Северной Кореи и Китая. Война шла с переменным успехом. В июне 1952 года американская авиация развернула бомбовый террор КНДР. 28 июля 1953 года в Корее установился мир. Корейская война преподала миру серьезный урок: она показала не только пределы силы мощнейшей в мире державы, но и нетерпимость двух противоборствующих систем. Процесс нормализации отношений между США и СССР после корейской войны не мог быть ни быстрым, ни простым.

69. Общественно-политическая жизнь страны в середине 1950-х cepeдинe 1960-х гг.:

Смерть Сталина открыла дорогу реформам, необходимость которых ощущалась обществом. Экономическая и политическая ситуация внутри страны и обстановка «холодной войны» на международной арене формировала ряд важных проблем, требующих решения новым руководством страны.

Одна из таких проблем связана с развитием репрессивной политики конца 40–начала 50-х г., превратившей органы МВД-МГБ в особую систему контроля всех сфер общественной жизни и всех слоев общества. Вопрос о системе ГУЛАГа и его решение также требовало реформирования органов МВД-МГБ.

Смерть Сталина привела ГУЛАГ в движение (бунты, неповиновения, восстания в лагерях и колониях).

Главной проблемой аграрной политики оставалась зерновая, нужно было найти внутренние источники производства зерна. И тут у руководства возникло две точки зрения: Молотов считал, что средства надо вкладывать в развитие центральных сельскохозяйственных районов, а Хрущев выдвинул идею освоения целинных и залежных земель. На февральско-мартовском (1954 г.) Пленуме ЦК КПСС было принято решение о широком включении в хозяйственный оборот целинных и залежных земель.

Столь же противоречивым было развитие промышленности. Пожелание повернуть промышленность лицом к потребностям человека оказалось лишь фразой. По-прежнему упор делался на развитие тяжелой промышленности и особенно оборонных отраслей.

Наконец, большой круг вопросов касался внешней политики: диктат Москвы в отношении стран Восточной Европы и откровенная конфронтация с Западом не прибавляли авторитета советскому руководству.

Процесс демократизации советского общества в середине 50-х годов получил новый импульс. Исключительную роль сыграли ХХ съезд КПСС и главным образом доклад Н.С.Хрущева 25 февраля 1956 г. на закрытом заседании «О культе личности».

Доклад вызвал противоречивую реакцию в стране. В Тбилиси прошли демонстрации протеста, многие отказались верить в подлинность фактов и выводов доклада. Он так и не был опубликован до 1989 г., а вышедшее в июне 1956 г. «Постановление ЦК КПСС о культе личности и его последствиях» передавало идеи в корректной форме.

Важнейшим достижением демократизации явилась ликвидация ГУЛАГа. Началась массовая реабилитация его невинных жертв.

На укрепление законности и правопорядка были направлены реформы судебных и правоохранительных органов. В мае 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР, в соответствии с которым на Генерального прокурора СССР и подведомственных ему прокуроров возлагался надзор за соблюдением законности в стране. В 1958 г. сессия Верховного Совета СССР утвердила Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик.

Большое значение имело осуждение практики переселения народов и восстановление автономий ряда национальных республик.

Процесс демократизации не получил логического завершения. По ряду причин, прежде всего, из-за противоречивого отношения к ней Н.С.Хрущева. События 1956 г. в Венгрии его напугали, что еще больше усилило его нерешительность. Сказывалось и давление старой гвардии. В июне 1957 г. она предприняла попытку сместить Н.С.Хрущева. В конечном счете поддержка Г.К.Жукова (а в его лице – армии) помогла Н.С.Хрущеву остаться на посту.

Начав благородную борьбу против сталинизма, Н.С. Хрущев не смог осмыслить, тем более ликвидировать причины, породившие культ личности. Несмотря на сокращения и реорганизацию, оставались неизменными структура и система власти. В этих условиях вскоре сложился культ личности Хрущева.

Будучи Первым секретарем ЦК КПСС (с сентября 1953 г.), Председателем Совета Министров СССР (с марта 1958 г.), он получил практически неограниченную власть.

Период 1953 – 1964 г. получил название «оттепель» по одноименной повести И.Эренбурга, вышедшей в 1954 г. Оттепель наступила прежде всего в культурной жизни, расширялись контакты с другими странами. В 1957 г. в Москве прошел фестиваль молодежи и студентов. Ярчайшими событиями культурной жизни стали конкурс молодых исполнителей им. П.И.Чайковского, Московский кинофестиваль.

Социально-экономические процессы в стране настоятельно требовали развития науки и образования. Произошла реорганизация Академии наук, в ее ведении остались только фундаментальные исследования. Прикладная математика передавалась в отдельные институты и лаборатории. С 1957 г. началось создание Сибирского отделения АН СССР (г. Новосибирск). В 1956 г. под Москвой (г. Дубна) был создан Объединенный институт ядерных исследований, в котором работали физики из социалистических стран. Началось производство советской вычислительной техники (с 10 – 15-летним опозданием от Запада).

Важнейшим направлением развития общеобразовательной школы было определено соединение обучения с производительным трудом в народном хозяйстве. Закон 1958 г. Вводил обязательное восьмилетнее неполное среднее образование, увеличивал срок обучения в полной средней школе с 10 до 11 лет.

Ученики старших классов должны были проходить производственное обучение в цехах и на участках предприятий с последующей сдачей квалификационного экзамена на рабочий разряд. Поступление в вуз было возможно только при наличии двухлетнего производственного стажа.

В 1964 г. школа вновь стала десятилетней, и обязательное производственное обучение в ней было отменено.

Сохранялось руководящее положение партии и коммунистической идеологии по отношению к культуре. Постановления ЦК партии по идеологическим вопросам 1946 – 1948 г. не были отменены, лишь в 1958 г. были признаны ошибочными. Только в 1988 г. Политбюро ЦК КПСС отменило как ошибочное постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград». С конца 50-х годов «оттепель» в духовной жизни пошла на убыль. Об этом явно свидетельствовало «дело Пастернака» (1958 г.): за публикацию за границей романа «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернак был исключен из Союза писателей, его вынудили (под угрозой высылки из страны) отказаться от Нобелевской премии.

Одной из форм партийного контроля за духовной сферой в 1957 – 1962 г. стали «установочные» встречи руководителей партии и правительства с представителями творческой интеллигенции. На них часто выступал Хрущев с неоправданно резкими выпадами против многих деятелей культуры. Он ругал А.А. Вознесенского, хотя стихов его не читал, Д. Гранина, резко и несправедливо критиковал кинорежиссеров М. Хуциева и М.И. Ромма. В декабре 1962 г., во время посещения Хрущевым выставки молодых художников в Манеже, он устроил разнос «формалистам» и «абстракционистам», в том числе скульптору Э.Неизвестному.

Характерными явлениями периода «оттепели» были поэтические вечера в Политехническом музее, где пробовали силы молодые поэты. Как одно из мощных поэтических течений возникла авторская песня, признанными лидерами которой стали Булат Окуджава и Александр Галич. Поэты, писатели, публицисты новой волны стали самостоятельно издавать журналы в машинописном виде, где помещали свои произведения, не прошедшие официальной цензуры. Так возник «самиздат». Это привело к оформлению оппозиционного официальному курсу движения, известного как «диссидентское».

Характерным явлением «оттепели» стал настоящий «бум» новых литературно-художественных журналов: «Юность», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Иностранная литература» и др. Оттепель в культуре приветствовал Н.С.Хрущев, поддержавший публикацию повести А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и выдвижение ее на соискание Ленинской премии по литературе. Постепенно в литературе сложились два лагеря: демократический во главе с журналом «Новый мир» и консервативный, позицию которого выражал журнал «Октябрь» (редактор В.Кочетов). Центром притяжения интеллигенции становится «Новый мир» во главе с А.Твардовским. Этот журнал дал жизнь всем основным направлениям последующей советской литературы.

Однако «оттепель» в духовной жизни была противоречивым явлением. Признаки «заморозков» постоянно витали в воздухе, а порой даже казалось, что снова возвращается «зима».

Многие произведения, созданные в то время, стали доступны народу спустя несколько десятилетий. В 1957 г. был осужден роман Дудинцева «Не хлебом единым». Грубое вмешательство Хрущева в культурную жизнь, навязывание своих вкусов и оценок оттолкнуло от него интеллигенцию, которая вначале с энтузиазмом поддержала лидера прежде всего за провозглашенный им на ХХ съезде КПСС «новый курс».

В середине–второй половине 50-х годов международное положение Советского Союза заметно укрепилось. Исключительную роль в этом сыграла активизация советской внешней политики. Новое советское руководство предприняло ряд поездок с целью установления личных контактов с лидерами зарубежных стран. Они нередко сопровождались мирными инициативами, поднимали авторитет страны в глазах мировой общественности. До 1959 г. СССР посетили парламентские делегации 35 стран. В свою очередь делегации Верховного Совета СССР посетили около 25 стран. В этих условиях стала возможной первая послевоенная встреча руководителей СССР, США, Англии и Франции в июле 1955 г. в Женеве.

Советское руководство активизировало борьбу за мирное сосуществование. Поистине историческое значение имел вывод ХХ съезда КПСС о возможности предотвращения войн в современную эпоху. Мирное сосуществование рассматривалось как одна из форм классовой борьбы.

Исключительную роль в установлении доверия и взаимопонимания сыграли односторонние шаги СССР в разоружении. В 1955–1956 г. в одностороннем порядке на 1840 тыс. были сокращены советские Вооруженные силы. В январе 1958 г. советское правительство приняло решение о дальнейшем сокращении Вооруженных сил на 300 тыс. человек. А спустя два года – о крупном одностороннем сокращении на 1200 тыс. человек.

Большим вкладом в дело ослабления международной напряженности явилась добровольная ликвидация в середине 50-х годов военных баз на территории Китая (Порт-Артур) и Финляндии (Поркалла-Удд).

Но недоверие, подозрительность, тяготение к силовому решению сложных проблем современности существовали. Они привели в конце 50-х-начале 60-х годов к международным кризисам.

Инцидент с американским самолетом-разведчиком У-2, сбитым 1 мая 1960 г. в районе Свердловска, привел к срыву намеченной на начало мая 1960 г. в Париже встречи в верхах, сделал невозможным визит в СССР Президента США. Серьезные осложнения международной обстановки вызвали Берлинский кризис 1961 г. И возведение Берлинской стены, разделившей не только Германию, но весь мир на две системы. Карибский кризис 1962 г., порожденный установкой на Кубе советских ракет и блокадой Кубы вооруженными силами США, поставил мир на грань термоядерной войны. Но благоразумие политических лидеров победило. В августе 1963 г. в Москве был подписан «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой» между правительствами СССР, Великобритании и США, в октябре он вступил в силу.

Советское правительство придавало большое значение укреплению мировой системы социализма. В ответ на угрозу безопасности со стороны НАТО в мае 1955 г. восточно-европейские страны, за исключением Югославии, подписали Варшавский Договор о военно-политическом союзе. Активная внешняя политика СССР привела к повышению его авторитета на международной арене, особенно среди стран Азии и Африки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: