Развитие промышленности, строительство железных дорог и водных путей заложило экономическую основу формирования кадров рабочего класса в Казахстане. Основными источниками их формирования в крае были отходники из обедневшей части казахских шаруа и крестьян – переселенцы, разорившиеся ремесленники, кустари и беднота местных городов, а также квалифицированные рабочие и крестьяне – бедняки из внутренних и других губерний Российской империи. Положение промышленных рабочих края, в условиях отсутствия фабричной инспекции и контроля за деятельностью предпринимателей, было значительно тяжелее, чем в промышленно развитых районах России. Рабочий день устанавливался по произволу хозяев предприятий и доходил на нефтепромыслах Эмбы до 12, на золотых приисках — до 10—12, на соляных — до 14—16 ч. Для подавляющего большинства железнодорожников официально установлен 12-часовой рабочий день, работать же приходилось еще больше. При низкой заработной плате рабочих России в целом на промышленных предприятиях края платили в 3—4 раза меньше, чем в центральных районах страны". Мизерная зарплата рабочих еще больше урезывалась произвольными штрафами, обманом и обсчетом при выдаче части зарплаты продуктами и товарами и т. д.
Слом традиционного кочевого хозяйства казахов в ХIX- начале ХX вв.