double arrow

Зарождение искусства, его предназначение. Появление наскальной живописи и скульптуры. Мегалитическая архитектура

Зарождение искусства: возникло около 33-ого тысячелетия до нашей эры в позднем палеолите, когда появился человек современного типа. Причина возникновения – потребности жизни. Изобразительное искусство связано с основными культами первобытного человека – культ плодородия и культ охоты. Изобразительное искусство закрепляло коллективный опыт общины, отражая постепенное познание человеком действительности, его первое представление об окружающем мире. Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в развитии человечества, способствовало укрепление социальных связей внутри первобытного общества, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений.

Предназначение искусства: изображение должно было помогать выживанию рода, борьбе с хищниками, удачной охоте. Считалось, если охотник убьет, то есть поразит копьем нарисованное животное, то этого охотника ожидала удачная охота. Искусство помогало человеку освобождаться от страхов, рождаемых могуществом и опасностями природных явлений. Оно использовалось также шаманами в ритуалах проводимых в лечебных оккультных целях.

Появление наскальной живописи и скульптуры: первые «произведения искусства» - это наскальные и пещерные росписи, содержащие в больших количествах изображения животных (добычи) и людей (охотников). Рисунки лаконичны, просты и чрезвычайно выразительны. Применялись естественные минеральные краски, в основном охра (глина, уголь, растения). Поразительная жизненность палеолитических изображений является следствием ежедневной трудовой практики, от которой завесили жизнь и благосостояние человека. Знание животных, их повадок, умение видеть, наблюдать – качества необходимые при охоте, помогали создавать изображение высокой точности, меткости в передаче движения, повадок животных, высокую остроту психологических характеристик. Пример: «Раненый бизон».

В позднем палеолите появились скульптуры изображающие людей и животных. Примером служат женские фигурки-статуэтки из камня и кости «Венеры», у которых слабо проработана голова, но подчеркнуты связанные с плодородием части тела – грудь, и лоно, что отражает культ «матери-прародительницы». Одновременно с ними появляются обобщенно-выразительные изображения животных (камень, глина, кость), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др. К ориньякской эпохе относятся первые пещерные рельефы, чаще всего воспроизводящие грубо обобщенными линиями голову или переднюю часть туловища зверя.

Периодизация:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: