Католическая церковь в конце 19-начале 20 в

Стремление сохранить вселенский, наднациональный характер папства побудило Пия IX опубликовать 8 декабря 1864 г. энциклику «Quanta cura» («Сколь многих»), осуждавшую почти все достижения светской науки и политической мысли последних столетий. Это была попытка принудить церковь и верующих отвергнуть буржуазные преобразования. К энциклике прилагался не подлежащий оглашению документ под названием «Силлабус, или Перечень главнейших заблуждений нашего времени» - собрание изречений Папы и 80 положений, осужденных и отвергнутых Папой, поскольку церковь не могла с ними смириться. Например, осуждались пантеизм, т. е. отождествление Бога с природой, натурализм, отрицавший воздействие Бога на людей и мир, индифференцизм, т. е. безразличное отношение к религии, ее свободный выбор, социализм, коммунизм, общества по исследованию библии. Отвергались так называемые лжеидеи об обществе, включая светскую школу, гражданский брак.

В Европе сложилось мнение, что католическая церковь отстала на целую историческую эпоху. Во многих странах запретили публикацию «Силлабуса». Даже внутри самой католической церкви не все соглашались с консервацией старых порядков и игнорированием процесса преобразования мира.

На Вселенском соборе в Ватикане в 1870 г. был принят догмат о непогрешимости Папы Римского, объявлялась, что власть Папы распространяется на каждого верующего и каждого священника, его решения в вопросах веры и нравственности обязательны для всей церкви. Это означало процесс централизации папской власти, стремление к духовному подчинению государств с преобладавшим католическим населением. Епископы окончательно потеряли самостоятельность, были низведены до положения папских служащих, посредников между Папой и верующими. Для признания и распространения теологических концепций требовалось прямое одобрение Папы. Все это не соответствовало духу свободомыслия эпохи, вело к изоляции папства, отходу светского мира от церкви, усилению безверия. Папство вело борьбу против так называемых старокатоликов, не признававших непогрешимость Папы, и модернистов, пытавшихся совместить лояльное отношение к церкви с признанием достижений науки.

Лев XIII видел цель своего пребывания в сане Папы во внутреннем совершенствовании церкви и устранении конфликта между ней и обществом. Церковь и государство он считал составными частями мирового порядка, исходя из чего необходимо действовать в согласии друг с другом. Папа заявил о признании любых форм государства и всех политических систем, если они соответствуют принципам справедливости, действуют в рамках законности, обеспечивают уважение религии. Граждане должны пользоваться умеренными политическими свободами, соблюдать законы, почитать церковь. Таким образом, папа признавал буржуазное государство и парламентскую демократию, позитивные стороны либерализма с его постулатами прав и свобод человека.

14 мая 1891 г. папа обнародовал энциклику «Rerum novarum» («О новых вещах»), в которой заявил о необходимости поиска христианских решений социальных проблем. Подтвердив законность частной собственности, не допускал ее использования без пользы для общества, осуждал капитализм, воплощающий социальную несправедливость, выступал за элементарные права трудящихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: