Два основных подхода к изучению истории – цивилизационный и формационный

Предмет истории, как науки: цель и задачи изучения. Исторические школы. Функции исторической науки, ее метод.

История:

- процесс развития какого-то явления

- процесс развития человека

- наука, изучающая прошлое природы и человека

- учебная дисциплина.

Всемирная История делится:

1)по времени (первобытная, древняя, средневековья, новая, новейшая);

2)по географическому признаку (стран, регионов, частей света);

Исторические школы:

Нестор: «Повесть временных лет.

«Житие Феодосия Печорского» - сведения о классовых боях, ценные географические данные.

«Слово о полку Игореве» - содержатся сведения по прекращению междоусобиц, глас о спасении русских земель.

«Задонщина» - подробности о Куликовской битве, подсчет потерь монгольских и русских войск.

Вывод: произведения насыщены фактическим материалом и политической оценкой.

Два основных подхода к изучению истории – цивилизационный и формационный.

Формационный подход (Маркс, Энгельс) - материалистическое объяснение истории согласно Марксистско-Ленинской Точки зрения, Россия шла по формационному коридору, но с отставанием от западной Европы.

Цивилизационный подход - основной структурной единицей исторического процесса является цивилизация.

Методы:

1. Историко - генетический: наиболее универсальный, последовательное изучение раскрытия свойств и функций изучаемого объекта. При использовании познания идет от единичного к особенному, от общего ко всеобщему.

2. Историко – сравнительный: Многие события, происходящие в разное время и на разных этапах, и различаются и похожи, поэтому сравниваются разные периоды.

3. Историко – типологический: классификация служит для упорядочения явлений, событий, объектов в качестве определенных типов на основе событий.

4. Историко – системный: изучается единство событий, явлений в общественно историческом ходе событий.

Вывод: эти методы применяются в сочетании друг с другом, дополняя один другого.

Задачи курса: изучить основные исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов;- привить навык исторического анализа;- научиться понимать самобытный характер исторического пути России;- сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине;- заложить основы для понимания будущего России;- уяснить свое место в историческом процессе и судьбе Отечества.

Функции исторической науки:

1) познавательная - интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2) практически-политическая - сущность ее в том, что история как наука помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

3) Мировоззренческая - история создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием

4) воспитательное воздействие. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм; показывает, позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: