В современной психологии несмотря на разнородность психологических направлений, все более проявляются тенденции рассматривать личность во всем ее многообразии. Особого внимания заслуживает специфический подход к человеку, основанный на теории общих систем, который носит название организмичного (organismic viewpoint) или холистического (M. Stepulac, 1995).
Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки и практики. Методы системного анализа широко используются для решения многих теоретических и прикладных задач. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.
«Система» – слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.
При разработке проблем личности все шире используются такие «системные» понятия, как иерархия, уровни, саморегуляция, структура, организация, интеграция и т. д. Само развитие личности начинает пониматься и анализироваться как системно-целостный процесс.
Системный подход – современный методологический принцип науки, один из аспектов диалектического учения о связях. Отличительная черта системного подхода в отечественной психологии состоит в том, что объектом системного анализа, прежде всего, являются развивающиеся системы.
Выделяют следующие общие характеристики системы:
• целостность;
• структурность;
• взаимосвязь системы со средой;
• иерархичность;
• множественность описания.
Наряду с этими общими характеристиками любой системы существует и ряд более специфичных характеристик, например целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем, их самоорганизация, то есть, способность менять свою собственную структуру.
В области психологии личности возможности системного подхода позволяют поставить ряд новых методологических и исследовательских проблем, среди них:
1) проблема становления личности как необходимого, относительно самостоятельного и активного компонента более широких систем, в составе которых личность выполняет важные для жизнедеятельности этих систем функции;
2) изучение характера связей и отношений между компонентами личностной системы (системообразующие, управления, регуляции, содействия, компенсации, нейтрализации, дополнения, соподчинения, коррекции и др.);
3) исследование внутренней упорядоченности, интегративности личностной системы, ее иерархически-уровневого строения, вертикальной и горизонтальной структуры, закономерностей целостного функционирования и реорганизации;
4) анализ связи между генетическими и функциональными уровнями личностной системы;
5) рассмотрение личностного развития как системного диахронического образования (Л. И. Анцыферова, 1982).