Современные стратегии изучения личности

Существуют две предпосылки, затрудняющие постановку проблемы изучения структуры личности в современной психологии. Первая из них заключается в неявном отождествлении структуры личности со структурой того или иного физического объекта (например, с анатомической структурой организма). Этот способ мышления толкает исследователей на путь атомарного анализа личности, анализа «по элементам». Яркими примерами подобного атомарного подхода к изучению структуры личности являются концепции, в которых структура механически собирается из набора различных факторов, параметров, черт личности или блоков темперамента, мотивации, прошлого опыта, характера и т. п.

Вторая заключается в том, что психические качества, большинство представителей традиционной психологии личности, как правило, разбивают на три класса: характер, темперамент, способности; познавательная, мотивационно-потребностная сфера, волевая сфера. Психические качества проявляются в действии, анализируя которое можно выявить функциональное значение любого из этих проявлений личности. При анализе качеств личности большинством исследователей не изучается поведение личности.

При анализе каждого из трех аспектов личности, а также организации личности в целом, существует несколько стратегий исследования. Каждая из этих стратегий выделяется по основному объекту исследования, методическим процедурам, понятийному аппарату и, главное, по решению вопроса о соотношении биологического и социального в развитии личности.

Выделяют следующие стратегии изучения личности:

1. Конституционально-антропометрическую стратегию изучения строения личности. В качестве объекта исследования в этом подходе выступают преимущественно врожденные предрасположеннности. Организация личности сводится к выявлению типов характера, причем характер и темперамент нередко отождествляются между собой (например, Э. Крейчмер, У. Шелдон, К. Конрад).

2. «Факторную» стратегию личности. Название получила по статистической процедуре, посредством которой строится типичная структура личности. Объект анализа – черты личности. Например, структура личности Р. Кеттелла, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда.

3. «Блочную» стратегию изучения структуры личности. При использовании этой стратегии исследователь собирает структуру личности из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни «блоков». Исторически она имела свое значение, так как в прямой форме поставила проблему исследования личности в контексте анализа вопроса о взаимоотношении биологического и социального в развитии личности (от темперамента – биологического, к направленности – социальному). К примеру, данная стратегия используется в структуре личности К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна и др.

4. Мотивационно-динамическую стратегию изучения организации личности. В современной психологии мотивационно-динамическая стратегия исследования особенностей организации личности оттеснила другие подходы к изучению личности. Исторически возникла в русле психоанализа.

Для мотивационно-динамической стратегии изучения личности характерна методологическая предпосылка, основанная на убеждении, что в каком-нибудь одном динамическом образовании личности, будь то влечение, диспозиция, установка, отношение, потребность или мотив, словно в фокусе сконцентрированы свойства личности как целого. В основу изучения структуры личности ставится такая центральная характеристика личности, как направленность. Данная стратегия применима к построениям личности Б. И. Додонова, В. Д. Шадрикова, Э. Б. Ширяева и др.

5. Поведенческо-интеракционистскую стратегию изучения организации личности. В соответствии с этой стратегией «элементами» организации личности являются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом (например, в бихевиоризме – реакции, навыки; в интеракционистских социально-психологических подходах – роли, установки, поступки).

Выводы

1. Теории личности представляют собой организованные попытки продвинуться в понимании поведения человека с точки зрения психологии.

2. Хотя в настоящее время нет общепринятого единственного определения личности, тем не менее, в большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения.

3. Теории личности выполняют две основные функции: первая — обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснить те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий; вторая — предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.

4. Теории личности фокусируются на шести самостоятельных аспектах поведения человека: структуре, мотивации, развитии, психопатологии, психическом здоровье и изменении поведения посредством терапевтического воздействия.

5. Анализ аспектов личности и ее организации осуществляется с помощью ряда стратегий. Каждая из стратегий выделяется по основному объекту исследования, методическим процедурам, понятийному аппарату.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: