double arrow
I. Личность как предмет исследования социальной психологии

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Практика показывает, что если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.

Во всех случаях программы связей с общественностью рассчита­ны, как правило, на то, чтобы: 1) убедить людей изменить свое мне­ние относительно проблемы, товара, организации или отдельного ли­ца; 2) кристаллизовать мнение, еще не сложившееся окончательно, или 3) усилить существующее общественное мнение.

Поэтому вполне понятно, что специалисты по паблик рилейшнз обязаны глубоко разбираться в механизмах формирования общест­венного мнения, знать, каким образом оно вырастает из установок людей и как можно повлиять на него с помощью коммуникационных усилий.

Раздел: «Социально-психологические проблемы исследования личности»

Лекция № 17 «Личность как социальный феномен»

П Л А Н:

1. Личность как предмет исследования социальной психологии.

2. Структура личности;

Литература:

Основная:

1. Андреева Г.Н. Социальная психология – М.: Аспект Пресс, 2007 (1998).

2. Белинская Е.П. Социальная психология личности. – М., 2011.

3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПБ.: Питер, 2006.

4. Леонтьев А.Н. Личность. Деятельность. Сознание. – М.: Просвещение, 1985.




Дополнительная:

5. Асмолов А.Г. Личность как объект психологического исследования – М. 1984

6. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности – Л. 1983

7. Руденский Е.В. Социальная психология – Курс лекций – М.: Наука, 1997

8. Рейнвольд Н.И. Психология личности – М. 1987

9. Ядов В.А. Социальная идентификация личности – М. 1994.

Все разделы психологии рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную ими и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности.

Проблема личности в социальной психологии является одной из центральных проблем.

Но длительное время в процессе определения предмета исследования социальной психологии считалось общение, общности, группы, а исследованием личности занималась общая психология. Так или иначе акцент был сделан именно на личность (К.К. Платонов, 1979), ибо любой микро- и макросоциум состоит из личностей и процесс общения осуществляется через личности. Кроме того общая и возрастная психология не могут дать полное понимание личности, так как многие ее черты имеют социальную обусловленность.



Социологический подход к исследованию социально-психологических явлений сместил фокус интересов социальной психологии на микроструктуру общества, первичным элементом которой является личность.

Социальная психология не исследует специальный вопрос о социальной обусловленности личности не потому, что этот вопрос не является для нее важным, а потому, что он решается всей психологической наукой, в первую очередь общей психологией.

Социальная психология, пользуясь определением, личности, которое дает общая психология, выясняет:

- в каких конкретных группах, личность усваивает социальные влияния,

- каким образом, и в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность.

Для социальной психологии не важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты, а в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты.

Личность с позиций социологического подхода рассматривается преимущественно как объект социальных отношений.

В общепсихологическом подходе – сделан акцент лишь на всеобщих механизмах психической деятельности индивида.

Социально-психологический подход в исследовании личности отличается от общепсихологического тем, что в первом изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а в общей – нет.

Социальная психология личности рассматривает:

1. Социальная детерминация психического склада личности. Поведение и деятельность социально-детерминированной личности в конкурентных (семья и неформальная группа, школьный класс и группа по интересам…) реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, и то, от чего зависит величина этого вклада. Это и проблема лидерства и влияния личности на микро- и макросоциум.

2. Социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях. Выявление закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу.

3. Классовые, национальные, профессиональные особенности личности.

4. Закономерности формования и проявления общественной активности, пути и средства повышения этой активности.

5. Проблемы социализации и социальной адаптации личности.

6. Проблемы формирования социальных установок.

7. Вопросы исследования социально-психологических качеств личности и закономерности их развития (Г.М. Андреева, 1998).

8. Проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления.

9. Самовоспитание личности и др.

Некоторая путаница и поляризация взглядов ученых в рассмотрении личности в сфере социальной психологии обусловлена столкновением двух основных подходов социологического («Социология личности») - /он может привести к обезличиванию личности, к рассмотрению ее как частицы массы общества/ и общепсихологического («Психология личности»);

В.А. Ядов, отмечая специфику социологического интереса к личности, усматривает ее в том, что для социологии личность «важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность» (Ядов, 1969)

Е.В. Шорохова о социологическом подходе к личности писала, что в нем «…личность выступает как продукт общественных отношений, как выразитель и конкретный носитель этих отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общности» (Шорохова, 1975).

Главная проблема социологического анализа личности – это проблема социальной типологии личности(Смелзер, 1994).

Поэтому рассмотрение личности в социальной психологии ближе к тому, который рассматривается в общей психологии.

Вторую проблему создает многообразие точек зрения на толкование понятия «личность», т.е. отсутствие единства взглядов. Различия больше всего касаются представлений о структуре личности.

Предложено несколько объяснений тех способов, которыми можно описать личность и каждый из них соответствует определенному представлению о структуре личности. Меньше всего согласия существует по поводу того, включаются или нет в личность индивидуальные психологические особенности.

Многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально-значимых черт,образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения (Кон, 1969, С.7). И хотя этот подход чаще рассматривается как социологический, он в определенной мере присутствует и в общепсихологическом.

В одной из обобщающих работ сторонников психологического подхода (С.И. Ковалев, 1970) было предложено различать в личности три образования: (СТРУКТУРА)

- психические процессы;

- психические состояния;

- психические свойства.

В рамках интегративного подхода к личности набор характеристик принимаемых в расчет значительно расширяется (Ананьев, 1968).






Сейчас читают про: