Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. Личность как предмет исследования социальной психологии




СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Практика показывает, что если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.

Во всех случаях программы связей с общественностью рассчита­ны, как правило, на то, чтобы: 1) убедить людей изменить свое мне­ние относительно проблемы, товара, организации или отдельного ли­ца; 2) кристаллизовать мнение, еще не сложившееся окончательно, или 3) усилить существующее общественное мнение.

Поэтому вполне понятно, что специалисты по паблик рилейшнз обязаны глубоко разбираться в механизмах формирования общест­венного мнения, знать, каким образом оно вырастает из установок людей и как можно повлиять на него с помощью коммуникационных усилий.

Раздел: «Социально-психологические проблемы исследования личности»

Лекция № 17 «Личность как социальный феномен»

П Л А Н:

1. Личность как предмет исследования социальной психологии.

2. Структура личности;

Литература:

Основная:

1. Андреева Г.Н. Социальная психология – М.: Аспект Пресс, 2007 (1998).

2. Белинская Е.П. Социальная психология личности. – М., 2011.

3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПБ.: Питер, 2006.

4. Леонтьев А.Н. Личность. Деятельность. Сознание. – М.: Просвещение, 1985.

Дополнительная:

5. Асмолов А.Г. Личность как объект психологического исследования – М. 1984

6. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности – Л. 1983

7. Руденский Е.В. Социальная психология – Курс лекций – М.: Наука, 1997

8. Рейнвольд Н.И. Психология личности – М. 1987

9. Ядов В.А. Социальная идентификация личности – М. 1994.

Все разделы психологии рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, детерминированную ими и притом выступающую в качестве активного субъекта деятельности.

Проблема личности в социальной психологии является одной из центральных проблем.

Но длительное время в процессе определения предмета исследования социальной психологии считалось общение, общности, группы, а исследованием личности занималась общая психология. Так или иначе акцент был сделан именно на личность (К.К. Платонов, 1979), ибо любой микро- и макросоциум состоит из личностей и процесс общения осуществляется через личности. Кроме того общая и возрастная психология не могут дать полное понимание личности, так как многие ее черты имеют социальную обусловленность.




Социологический подход к исследованию социально-психологических явлений сместил фокус интересов социальной психологии на микроструктуру общества, первичным элементом которой является личность.

Социальная психология не исследует специальный вопрос о социальной обусловленности личности не потому, что этот вопрос не является для нее важным, а потому, что он решается всей психологической наукой, в первую очередь общей психологией.

Социальная психология, пользуясь определением, личности, которое дает общая психология, выясняет:

- в каких конкретных группах, личность усваивает социальные влияния,

- каким образом, и в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность.

Для социальной психологии не важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты, а в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты.

Личность с позиций социологического подхода рассматривается преимущественно как объект социальных отношений.

В общепсихологическом подходе – сделан акцент лишь на всеобщих механизмах психической деятельности индивида.

Социально-психологический подход в исследовании личности отличается от общепсихологического тем, что в первом изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а в общей – нет.

Социальная психология личности рассматривает:

1. Социальная детерминация психического склада личности. Поведение и деятельность социально-детерминированной личности в конкурентных (семья и неформальная группа, школьный класс и группа по интересам…) реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, и то, от чего зависит величина этого вклада. Это и проблема лидерства и влияния личности на микро- и макросоциум.



2. Социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях. Выявление закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу.

3. Классовые, национальные, профессиональные особенности личности.

4. Закономерности формования и проявления общественной активности, пути и средства повышения этой активности.

5. Проблемы социализации и социальной адаптации личности.

6. Проблемы формирования социальных установок.

7. Вопросы исследования социально-психологических качеств личности и закономерности их развития (Г.М. Андреева, 1998).

8. Проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления.

9. Самовоспитание личности и др.

Некоторая путаница и поляризация взглядов ученых в рассмотрении личности в сфере социальной психологии обусловлена столкновением двух основных подходов социологического («Социология личности») - /он может привести к обезличиванию личности, к рассмотрению ее как частицы массы общества/ и общепсихологического («Психология личности»);

В.А. Ядов, отмечая специфику социологического интереса к личности, усматривает ее в том, что для социологии личность «важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность» (Ядов, 1969)

Е.В. Шорохова о социологическом подходе к личности писала, что в нем «…личность выступает как продукт общественных отношений, как выразитель и конкретный носитель этих отношений, как субъект общественной жизни, как элемент общности» (Шорохова, 1975).

Главная проблема социологического анализа личности – это проблема социальной типологии личности(Смелзер, 1994).

Поэтому рассмотрение личности в социальной психологии ближе к тому, который рассматривается в общей психологии.

Вторую проблему создает многообразие точек зрения на толкование понятия «личность», т.е. отсутствие единства взглядов. Различия больше всего касаются представлений о структуре личности.

Предложено несколько объяснений тех способов, которыми можно описать личность и каждый из них соответствует определенному представлению о структуре личности. Меньше всего согласия существует по поводу того, включаются или нет в личность индивидуальные психологические особенности.

Многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально-значимых черт,образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения (Кон, 1969, С.7). И хотя этот подход чаще рассматривается как социологический, он в определенной мере присутствует и в общепсихологическом.

В одной из обобщающих работ сторонников психологического подхода (С.И. Ковалев, 1970) было предложено различать в личности три образования: (СТРУКТУРА)

- психические процессы;

- психические состояния;

- психические свойства.

В рамках интегративного подхода к личности набор характеристик принимаемых в расчет значительно расширяется (Ананьев, 1968).





Дата добавления: 2014-01-27; просмотров: 7667; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8593 - | 8161 - или читать все...

Читайте также:

 

3.95.139.100 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.