Особенности социально-политического строя Киевской Руси

В истории Древнерусского государства можно выделить три периода. Первый - время собирания восточнославянских земель, примерно с 80-х гг. IX в. почти до конца Х в., когда (при Владимире I) были окончательно присоединены родимичи и вятичи, а также Червонная Русь. Второй - время существования единого, или относительно единого, Киевского раннефеодального государства, приблизительно со времени Владимира I до 30-х г. XII в., когда оно распалось на независимые княжества, Третий - господство феодальной раздробленности - от 30-х гг. XII в. до монгольских нашествий 30 - 40-х гг. XIII в., соответствующий начальному этапу развития феодализма.

На первом этапе развития Древнерусское государство было типично раннеклассовым. Основная часть его населения состояла из свободных земледельцев. Каждая земля представляла систему сельских общин, которые все больше попадали в зависимость от усиливающегося государства. Наряду со свободным населением существовали, хотя и в меньшем числе, различные категории зависимого населения, вплоть до рабов.

Раннефеодальным государствам свойственны две формы правления - монархия и республика. В Киевском государстве на протяжении всей его истории существовала только монархическая форма правления.

Во главе Древнерусского государства стоял наследственный князь, который именовался Великим, поскольку на местах (в землях) существовали и другие зависимые от него князья. Великий князь уже с конца I в., желая подчеркнуть свою силу, значение и независимость Киева, принял тюркский титул хакана (кагана), который по сути был эквивалентом славянского великий князь и европейского император.

Великий князь был верховным законодателем, военным предводителем, получателем дани от зависимых территорий, функции князя: владеть и судить по праву (т. е. по справедливости). Для Древнерусского государства, как и для всякого другого раннефеодального государство, была характерна неотделенность суда от администрации, отсутствие специальных судебных органов. В Х в., видимо, действовало обычное право, которым руководствовались великие князья и их дружина.

В первый период истории Киевской Руси класс феодалов только начал складываться. Опорой великого князя была дружина, состоявшая из разноплеменного люда и имевшая внутреннюю иерархию. Дружинники не были подданными князя. Они могли ему советовать и опротестовывать его решения. Материальной основой существования дружины до середины Х в. были, с одной стороны, военные походы и связанные с ними грабежи и торговля, с другой - так называемое полюдье (сбор дани). С середины Х в. полюдье заменяется ранними формами налога.

При великом князе действовала узкая коллегия - Совет (дума, княжи мужи) из наиболее знатных и уважаемых старших дружинников (бояр). Князья и бояре назначались великим князем воеводами и наместниками в подвластные земли. Бояре, как и местные князья, могли иметь свои дружины.

В Х в. сложилась дворцово-вотчинная система управления, характерная для раннефеодальной монархии. В этом случае государство управляется подобно феодальном вотчине; управление государством было как бы продолжением управления доменом великого князя. Создаются органы местного управления. Их возглавляют местные князья, а в непосредственно подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляют его наместники (посадники) и волостели - должностные лица, назначаемые великим князем. После смерти Святослава (умер в 972 г.) произошел раздел государства между сыновьями великого князя, и началась борьба между ними за верховную власть. Владимир I, опираясь на новгородцев и варягов, убедил братьев и стал великим князем к 1. к-еве (980 - 1015 гг.). Перед ним встала проблема укрепления единодержавного государства.

Христианство стало распространяться на территории Киевского государства еще в IX в., задолго до официального - крещения (около 988 г.). Выбор князя Владимира, склонившегося принять христианство из Византии, был продиктован интересами государства и феодализирующейся знати. Принятием христианства и заключением династического брака (женился на византийской принцессе Анне) он стремился укрепить международный престиж Киевской Руси, однако при этом не беря на себя никаких вассальных обязательств перед Византией.

Утверждение христианства на Руси по византийскому (православному) обряду в качестве государственной религии оказало большое влияние на все сферы государственной и общественной жизни, хотя его последствия были противоречивы.

Выиграв от союза с Византией, Русь осложнила отношения с католическим Западом. Принятие христианства из Византии не привело к политическому и даже в полной мере религиозному подчинению ей Руси. Хотя митрополиты всея Руси с резиденцией в Киеве и епископы (в первой половине XI. в. епархии возникли во всех крупных городах Руси), как правило, до Х1У в. были греками и назначались Константинополем, они полностью зависели от киевского князя.

Великий князь Владимир (Василий) разделил сферы влияния светской власти и церковной, установил размер доходов церкви - десятину. Вскоре православная церковь на Руси превратилась в крупнейшего феодала.

Христианизация послужила мощным стимулом для ознакомления с византийской (а через нее и с античной) культурой и ее восприятия. Вместе с тем под предлогом борьбы с язычеством православная церковь уничтожала культурные ценности восточных славян.

Единая религия способствовала внутреннему укреплению государства, изживанию местных различий, этнической и культурной консолидации древнерусской народности. Утверждение монотеистической религии повлияло на укрепление великокняжеской власти (примером для нее стала неограниченная власть императоров Византии). Христианизация также способствовала феодализации Руси я распространению здесь норм византийского права. После возникновения церковной земельной собственности, сменившей первоначальную десятину, появилась и частная боярская земельная собственность. Формирование крупной земельной собственности на Руси в К - XII вв. шло слитным путем.

Укрепив политическую власть в Киевской Руси в руках правящей династии, великие князья в течение IX - Х вв. утвердились и в качестве верховного собственника на весь фонд общинной земли. Они окняжили, подчинили себе эти земли и превратили живших там свободных общинников - людей - в зависимых от князя смерцов, плативших ему подати, т. е. подвергавшихся государственной эксплуатации. Древнерусское государство в лице великого князя стало первым феодалом. По сути произошло превращение государства в вотчину, частное владение правящей династии Рюриковичей.

Параллельно складываются и формы древнерусской феодальной иерархии, характерные для периода феодальной раздробленности. Однако они во многом отличались от классических (западноевропейских): в основе вассалитета на Руси лежало не столько условное земельное держание, сколько подчинение младших князей старшим по силе и могуществу, а бояр - великому князю (столичных, больших) я князьям в каждом княжестве (провинциальных, молодших). В Х11 в. в отдельных княжествах на землю сажается часть дружины и слуг княжеского <двора> (форма платы за службу), составлявших низшее звено феодальной иерархии. Местные князья и бояре укрепились экономически, могли содержать собственные дружины для охраны своих территорий и заставлять население платить им подати. Они не менее нуждались в поддержке со стороны великого князя Киевского. Со временем выросли и окрепли города - опорные пункты князей и бояр и центры ремесла и торговли. Поэтому политическое раздробление Древнерусского государства стало закономерным результатом, чему в значительной мере способствовало само государство, создавая себе социальную опору в лице феодалов.

Начало феодальной раздробленности на Руси носило семейный характер. Внешнее единство Киевской Руси, воплощенное главным образом в верховной власти киевского князя над всеми прочими, сохранялось еще при сыновьях v внуках Ярослава Мудрого (вторая половина XI - начало XII в.). Киев стал ареной борьбы между отдельными представителями династии. Вопросы обороны и необходимость решения внутренних проблем толкали князей к координации действий. Наиболее известен съезд в Любече (1097 г.), на котором князья договорились о принципе держания каждым из низ своей вотчины, владения, доставшегося от отца. Теперь князья заботились в первую очередь об укреплении и расширении своих княжеств (отчин).

Итак, установился принцип организации власти на Руси. Феодальная раздробленность победила. Произошел не распад Древнерусского государства, а превращение (на первых пори) его в своеобразную конфедерацию княжеств во главе с великим князем Киевским, власть которого стала номинальной. Отношения между князьями регулировались существовавшим тогда обычным правом и соглашениями между ними. В самостоятельных княжествах князья имели все права суверенного государя: решали с боярами вопросы внутреннего устройства и внешней политики.

Начавшийся в середине XI в, процесс дробления Древнерусского государства завершился к середине XII в. образованием системы отдельных княжеств, более сильные из которых провозгласили себя Великими, но со временем также дробившиеся на более мелкие княжества. 3 целом же период феодальной раздробленности приходится на XII - ХУ вв. отечественной истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: