Письменость и образование веремен Киевской Руси- Украины

На этапе завершения формирования государственности Киевской Руси ее культура обогатилась новыми элементами Важнейшим среди них стала письменность, распространение которой в восточнославянском мире предшествовало офиц ции введению на Руси христианства Археологические источники позволяют отнести время овладения неупорядоченным письмом к IX в начале X в болгарский писатель Черноризец Храбр в своем т Вори \"О письменах\" сделал первую попытку установить этапы возникновения и развития славянской письменности Он утверждает, что когда славяне были язычниками, они не имели книг, а для счета и гаданий польз увалися чертами и резами (т.е. засечками и различными пометками) После принятия христианства, кроме своего письма, они стали пользоваться латинскими и греческими буквамицькими літерами. Письменность в дохристианские времена была распространена во внешнеполитической, экономической и торговой сферах общественной жизни, а также в языческом культе Важнейшим источником письменности языческих ч времен является договорах Руси с греками 911, 944 и 970 лет Так, договор 911 р указывает на русский обычай писать духовные завещания на случай смерти, а одна из статей договора 944 р требовала, чтобы послы или купцы и прибывающих из Руси в Царьград, имели при себе не золотые и серебряные печати, как практиковалось ранее, а специальные грамоты, подписанные князем В ряду доказательств раннего существования письменности на Руси мо же быть и находка в одном из гньоздовських курганов корчаги второй четверти X в с надписью \"гороухща\" или \"гороушна\" По мнению исследователей, надпись гласила содержимое сосуда - горчицы или горчичного масл арчиці або гірчичного масла. После введения византийского православия, которое стало \"культурой\" ново-обращенных, на Руси окончательно утверждается кириллическая система письма Нового письма нуждалась государство и церковь Это письмо называло вот \"кириллица\", оно пришло на Русь вместе с писцами и богослужебными книгами из Болгарии Постепенно кириллическое письмо вытеснило старую письменность кириллицы написаны все известные нам произведения XI и последующих веков: \"Остромирово Евангелие\", \"Изборник\" 1073 и 1076 гг, \"Слово о законе и благодати\", \"Мстиславово Евангелие\", \"Повесть временных лет\" и и;, "Мстиславове Євангеліє", "Повість минулих літ" та ін. Достопримечательности древнерусского письма можно увидеть на различных предметах и??изделиях - пряслицах, горшках, корчагах, голосника, литейных формочках и других предметах домашнего обихода Они говорят, что писе емкость была распространена среди простого челу. Важными письменными памятниками являются найденные в Новгороде, Зовет-нигороди и других городах, берестяные грамоты - переписка горожан о хозяйственных делах Оригинальными памятниками древнерусского письма является граффити XI-XIV вв, содержащиеся на стенах Софийского собора, Кирилловской церкви, Выдубицкого монастыря, Успенского собора Печерского монастыря, это ерквы Спаса на Берестове и Золотых Ворит. Особый интерес представляет так называемая \"Софийская азбука\", обнаружена СОВисоцьким на стене Михайловского алтаря Софийского собора в Киеве Она состояла из 27 букв: 23 - греческих и 4 - славянских:: Б, Ж, ПИ, Щ Согласно СОВисоцьким, \"Софийская азбука\" отражает один из переходных этапов восточнославянской письменности, когда к греческого алфавита начали добавлять буквы для передачи фонетических лиц ливости славянского языка Вероятноов'янської мови. Ймовірно, Интересными памятниками являются стили (железные, бронзовые и костяные писала) для письма на восковых дощечках, бересте и штукатурке Они дают полное представление о грамотности прихожан церквей и широких слоев насе елення Киевской Руси Все цці памятники указывают на то, что письменность в Киевской Руси была не только привилегией князей и духовенства, но и достоянием широких слоев городского населения Для проникновения письменности на Русь положительное значение имели торговые связи с различными странами Запада и Востока, особенно с Византией Киевские купцы при торговле знакомились с оборотом, по очаткамы арифметических знаний, мерами веса тощо. В X - XII вв письменность перерастает в образование Развитие образования в Киевской Руси основывался на собственных национальных традициях и использовании античного и болгаро-византийского опыта школьного обучения я Христианство, основой которого пишется книга, способствовало распространению начал письменности и грамотности После церковной реформы Владимира Великого, возникла потребность в обучении и воспитании образованных чел ей Они нужны были не только для внедрения нового христианского культа, но и для функционирования органов государственного управления, развития торговли, заключения договоров, делопроизводства, написанные ре них княжеских грамот, налогообложения населения тощ тощо.

Школьное образование в княжение Владимира Великого и Ярослава Мудрого становится частью общегосударственной и церковной политики Киевской Руси Образовались три типа школ: дворцовая школа повышенного типа (государственное учебное заведение, содержался за счет князя) школа \"книжного учения\" (для подготовки священников) и светская (частная) школа домашнего обучения, преимущественно для купеческого и ремесленного населения В школах изучали основы письма, чтения, арифметику, пение, музыку Высшее образование определяли богословско-философские дисциплины: богословие, философия, риторика, грамматика, пение Особое значение в высших школах придавалось изучению иностранных языков На первом месте был греческий язык, которым написаны канонические книги православной религии, и какой, в те времена, часто велись церковные е идправы Так владения греческим языком было крайне необходимо для высших иерархов церкви Второе место по значению занимала латинский (варяжская) языковова. Писали специальной палочкой - стилем (в древнерусских памятниках их называют писала) изготовленные из рога различных животных, или металла Для письма использовали покрытые воском деревянные дощечки, чаще бересты (кору березы) Пергамент (имитация шкура, телят, ягнят или козлят) был достаточно во дорогим, на нем писали в основном важные документы большим уставным письмом пером из тростника, расщепленным на конце Бумага на Руси появился в конце XIV в, значительно позже чем на Востоке (VI-XI вв) а потому что на Западе (XII-XIII ввI ст.). На содержание обучения повлияли традиции византийско-болгарской церковной образования Сначала использовались стихотворные азбуковники завезены из Болгарии Позже, на основе болгарских, заключались собственные оригинальные азбуковники распространенной учебной книгой был Псалтырь Заключались \"Парамийникы\" (литургически-учительные сборники (на библейские тексты, выбранные из Ветхого Завета), апракосни Евангелия (подборки евангельских текстов, расположенных в порядке церковнослужебних чит тай) Важной достопримечательностью ран-ньохристянськои письменности является Апостол, который содержит Деяния и Послания Апостоловя апостолів. Также были распространены учебники, переведенные с греческого языка Это - \"Физиолог\" (популярная зоология), \"Шестоднев\" (о сотворении мира), \"Христианская топография\" Козьмы Индикоплова, в которой содержатся числ ленные материалы Космографическая, археологического, географического и исторического характерічного та історичного характеру. Образовательным центром в Киеве был собор Святой Софии Здесь составлен летописный свод 1037 года, написано и произнесено \"Слово о законе и благодати\" митрополита Иллариона, складывались основы первого сборника зак коней Киевской Руси, называется \"Русская Правда\", создан \"Изборник\" Святослава 1076 года, написано в 1056 - 1057 гг известно \"Остромирово евангелие\" Здесь находилась библиотека Ярослава Мудрого, пере писувалися книгірня Ярослава Мудрого, переписувалися книги. Образовательным и художественным центром был также и Печерский монастырь, в котором находились художественная и книгописные мастерской В его стенах была создана достопримечательность истории Киевской Руси \"Повесть временных ли ит \"и иquot; та ін. Кроме Киева, центрами образования были города Новгород, Полоцк, Чернигов, Галич и Владимир-Суздальский К образованных слоев древнерусского общества входили представители княжеско-боярской и церковной верхушки Высшее образование имели такие выдающиеся деятели тех времен, как Илларион, Феодосий Печерский, Нестор Климент Смолятич, Кирилл Туровсь-кий, Моисей Выдубицкий, автор \"Слова о полку Игореве\", Ярослав Мудрый, его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод, внуки - Святополк и Владимир Мономах, Владимир Ва си-лькович да икович та ін.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: