Используемые в демонстрации умозаключения должны быть правильными, в них должны соблюдаться условия их применимости.
Памятка полемиста
1. Готовясь к дискуссии, полемике, выделите основные понятия, связанные с предметом спора. Уточните значение терминов, которые вы предполагаете использовать в обсуждении.
2. В процессе спора следите за тем, чтобы полемисты вкладывали в употребляемые понятия одинаковое содержание во избежание двусмысленности высказываний.
3. Не забывайте о такой опасной особенности восприятия, как «иллюзия понятности». Контролируйте своё знание и понимание употребляемых терминов.
4. Во время спора обращайте внимание на поведение своего оппонента. Старайтесь правильно соизмерять свои способности и возможности с силами противника.
5. Относитесь с уважением к взглядам и убеждениям оппонента. Спорьте с позицией оппонента, но не допускайте грубости, оскорблений, резких слов.
6. Сохраняйте спокойный тон, выдержку и самообладание.
7. Приступая к критике позиции оппонента, чётко определите для себя, каким способом опровержения вы будете пользоваться. Помните, что одним из наиболее действенных способов является опровержение ложного тезиса фактами.
|
|
8. Старайтесь применять в споре различные полемические приёмы: юмор, иронию, сарказм и др.
9. От ваших вопросов зависит качество ответов оппонента.
Схема проведения дискуссии
Драматический текст (текст, содержащий противоречие)
Выделение предмета спора (постановка вопросов)
Первоначальные ответы – выражение мнений
Использование чужих мыслей в виде основы.
Конструирование гипотез
Разъяснение
Исследование понятий, проведение различных альтернатив, обобщение
Обоснование (испытание)
Обращение к критериям. Обращение к примерам.
Выражение встречных примеров
Оценка выводов
Правила хорошего слушания
1. Заинтересованное отношение к собеседнику.
2. Уточняющие вопросы.
3. Парафраз по типу: «Правильно ли я понял, что?…» (со знаком вопроса в конце фразы).
4. Получение ответа на свой вопрос (это может быть: «Да», «Нет, неправильно», «Не совсем так, имею в виду..»)