Предлагаемая Ю. Н. Карандашевым (1991), модель онтогенетического развития (табл. 33) является попыткой интегрировать частные, разноуровневые модели психического развития в общую теоретическую модель, охватывающую все уровни, начиная от философского и заканчивая регионально-прикладным.
Возрастная периодизация, предложенная Ю. Н. Карандашевым:
• представляет теоретическую модель психического развития;
• имеет графическую или табличную схему в качестве формального аппарата;
3) проецируется на явления, события, факты развития в качестве эмпирического материала; 4) определяет системное представление о природе психического развития.
В основе возрастной функционально-стадиальной периодизации как теоретической модели психического развития личности лежит механизм превращения внешнего, развернутого, социального взаимодействия во внутреннее, свернутое, психическое (интериоризация). Благодаря контакту с социумом к каждой из существующих психических функций через «коммуникативный мостик» пристраивается внешнее, идущее от взрослого генетическое продолжение этой функции, которое превращается затем во внутреннее, психическое новообразование данной функции. И только потом, выступая в качестве общего сомножителя от каждой психической функции, оно приобретает статус самостоятельного существования, превращаясь таким образом в автономную психическую функцию. Она и является началом следующей возрастной стадии психического развития.
|
|
По мнению автора:
• функционально-стадиальная модель является моделью, интегрирующей множество подходов к изучению развития человека и решающей множество проблем, не разрешимых ранее;
• исходя из построения модели, можно спроектировать функциональный профиль развития на каждом этапе развития личности;
• данная модель может быть использована как средство проектирования и создания интегральной системы психодиагностики и коррекции психического развития.
Весь онтогенез, в соответствии с данной моделью, может быть разделен на два периода: 1) эволюцию как процесс усложнения поведения индивида и механизм, обеспечивающий это поведение; 2) инволюцию как процесс упрощения поведения и его механизм. Ход эволюции не повторяет инволюцию. Они не имеют четких границ, в то время как одни функции продолжают совершенствоваться, другие функции уже начинают распадаться. Движения эволюции и инволюции взаимно переплетаются. В более раннем возрасте преобладают эволюционные процессы, в более позднем преобладают инволюционные процессы.
Таблица 33