По А. Н. Леонтьеву:
• В основе онтогенетической теории развития – психологическая теория деятельности.
• Структура возраста (возрастное новообразование, социальная ситуация развития, центральные и побочные линии развития, ведущей функции) проецируется на структуру деятельности.
• Движущей силой развития выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями.
• Понятие ведущей деятельности и разные виды деятельности рассматриваются на линии развития. При этом центральной линией развития для данного возраста выступает ведущий вид деятельности, а побочными – все остальные виды деятельности.
• В качестве основных видов деятельности, последовательно развертывающихся в онтогенезе, выступают:
• игра (ранний дошкольный возраст),
• учение (школьный возраст),
• труд (взрослые возраста).
Д. Б. Эльконин:
• рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый»;
• эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа.
Среди видов ведущей деятельности, Д. Б. Эльконин выделяет две группы. В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. В деятельности первого типа, главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера.
Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны. В деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, то есть, интеллектуально-познавательная сфера (табл. 32).
Основания периодизации психического развития Д. Б. Эльконина:
• две линии ведущей деятельности образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них;
• каждый возраст характеризуется:
– своей социальной ситуацией развития;
– ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;
– возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода;
– выделением центрального новообразования, наиболее значимого для последующего развития;
• границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.
Таблица 32
Периодизация психического развития ребенка по Д. Б. Эльконину