Периодизация развития индивида по критерию ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин)

По А. Н. Леонтьеву:

• В основе онтогенетической теории развития – психологическая теория деятельности.

• Структура возраста (возрастное новообразование, социальная ситуация развития, центральные и побочные линии развития, ведущей функции) проецируется на структуру деятельности.

Движущей силой развития выступает противоречие между потребностями ребенка и его возможностями.

• Понятие ведущей деятельности и разные виды деятельности рассматриваются на линии развития. При этом центральной линией развития для данного возраста выступает ведущий вид деятельности, а побочными – все остальные виды деятельности.

• В качестве основных видов деятельности, последовательно развертывающихся в онтогенезе, выступают:

игра (ранний дошкольный возраст),

учение (школьный возраст),

труд (взрослые возраста).

Д. Б. Эльконин:

• рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок – вещь» и «ребенок – взрослый»;

• эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа.

Среди видов ведущей деятельности, Д. Б. Эльконин выделяет две группы. В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. В деятельности первого типа, главным образом, развивается мотивационно-потребностная сфера.

Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны. В деятельности второго типа формируются операционно-технические возможности ребенка, то есть, интеллектуально-познавательная сфера (табл. 32).

Основания периодизации психического развития Д. Б. Эльконина:

• две линии ведущей деятельности образуют единый процесс развития личности, но на каждом возрастном этапе получает преимущественное развитие одна из них;

• каждый возраст характеризуется:

– своей социальной ситуацией развития;

– ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;

– возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода;

– выделением центрального новообразования, наиболее значимого для последующего развития;

• границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии ребенка.

Таблица 32

Периодизация психического развития ребенка по Д. Б. Эльконину


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: