Периодизация онтогенетического развития

Эволюционное развитие индивида делится на два периода:

• пренатальный возраст,

• постнатальный возраст.

Модель Ю. Н. Карандашева рассматривает эволюционный постнаталь-ный период. Анализ возрастных периодов позволил автору выделить парные признаки (эмпирические критерии), которые выражают позицию, которую ребенок занимает во взаимодействии со взрослым на определенной ступени развития. Иначе эти признаки называются интерсубъектными характеристиками взаимодействия ребенка со взрослым.

Эволюционный постнатальный период разделяется подростковым кризисом 11–12 лет на две части: детство и взрослость. Детство характеризуется зависимостью от взрослого (неспособностью человека самостоятельно принимать жизненно важные решения без помощи взрослых), а взрослость – независимостью, самостоятельностью (притязания на самостоятельное принятие решений и бремя ответственности за них).

Первый критерий функционально-стадиальной модели онтогенетичес-кого развития, пара «зависимостьнезависимость», образует самый верхний цикл развития. При этом зависимость выступает как левый элемент цикла, независимость – как правый. Переход от зависимости к независимости есть эволюция, обратный переход – инволюция. Ввиду того, что в основе данного критерия лежит обретение социальной независимости, уровень развития, на котором действует данный критерий, называется социальным.

Возрастные периоды, относящиеся к данным эмпирическим характеристикам, называются эрами развития. Таким образом, в эволюции индивида выделяем эру зависимости (детство) и эру независимости (взрослость). Будучи самым общим циклом развития, он повторяется один раз.

Второй критерий «моноцентризмполицентризм». Детство (эра зависимости) делится на две части возрастным кризисом трех лет. До трех лет ребенок не способен представлять себя в познавательной позиции другого человека. Это явление автор называет моноцентризмом. После трех лет у ребенка появляется способность мысленно представить себя в позиции другого, и это явление – полицентризм. Движение развития в детском возрасте представляет собой переход от моноцентризма к полицентризму, обратный переход от полицентризма к моноцентризму – это инволюция.

Возрастные периоды, относящиеся к данным эмпирическим характеристикам, называются эпохами. Каждая эра содержит по две эпохи. Таким образом, в модели рассматривается эпоха моноцентризма в эру зависимости и эпоха полицентризма в эру зависимости. Взрослость (эра независимости) делится на две части возрастным кризисом 28–30 лет. Период от 11–13 лет до 28–30 лет – это эпоха моноцентризма в эру независимости, а с 28–30 лет и до конца эволюционного периода – эпоха полицентризма в эру независимости. Здесь постановка себя на место другого предполагает не только воспроизведение познавательной, но и личностной позиции.

Ввиду того, что в основе данного критерия лежит способность к идентификации, являющаяся социально-психологическим явлением, уровень развития, на котором действует данный критерий, называется социально-психологическим. Данный цикл повторяется дважды.

Третий критерий «субъектнаяобъектная ориентация». Под субъект-ной ориентацией рассматривается взаимодействие в диаде «субъект – субъект» (общение). Под объектной – взаимодействие в триаде «субъект – субъект – объект» (предметную ориентацию).

Первая половина детства делится на две части кризисом 1-го года жизни: до 1 года наблюдается субъектная ориентация, с 1–3 лет – объектная. Вторая половина детства делится на две части кризисом 7 лет: от 3 до 7 лет – выделается субъектная ориентация, с 7 до 11–13 лет – объектная.

Первая половина взрослости делится на две части кризисом 28 лет. До 20 лет у личности наблюдается субъектная, с 20 до 28 лет – объектная ориентация. Вторая половина взрослости делится на две части кризисом 36 лет. До 36 лет – вновь субъектная, после 36 лет – объектная ориентация.

Этот цикл повторяется четыре раза и соответствует психологическому уровню функционально-стадиальной модели онтогенетического развития. При этом движение от субъектной к объектной ориентации рассматривается как эволюция, а возрастные периоды называются этапами.

На основании рассмотренных трех пар критериев автором производится обозначение возрастных периодов:

• младенческий возраст (до 1 года);

• ранний возраст (1–3 года);

• дошкольный возраст (3–7 лет);

• младший школьный возраст (7– 11/12 лет);

• подростково-юношеский (11/12–20 лет);

• возраст ранней зрелости (20–28 лет);

• возраст средней зрелости (28–36 лет);

• возраст поздней зрелости (более 36 лет).

При этом отмечается, что не возрастной период определяет изменения, а изменения определяют возрастной период.

Четвертый критерий «непосредственностьопосредованность». Непосредственность рассматривается как установка на прямую интериоризацию факта или явления, а опосредованность – как соотнесение факта или явления с ним подобным.

Данному критерию соответствует психофизический уровень, возрастные периоды называются стадиями, при этом каждый этап состоит из двух стадий. Этот цикл в модели повторяется восемь раз. Движение от непосредственности к опосредованности – эволюционный процесс.

Пятый критерий «когнитивность – активность». Когнитивность рассматривается как пассивное отображение связей окружающей среды, активность – как использование связей окружающей среды.

Данному критерию соответствует психофизиологический уровень, возрастные периоды называются фазами. Каждая стадия содержит по две фазы. Этот цикл в детстве повторяется восемь раз, а взрослый возраст этим уровнем не представлен. Движение от когнитивности к активности рассматривается как эволюционный процесс.

Переход от одного возрастного периода к следующему, по мнению автора, должен иметь толчок, которым является ведущая психическая функция. Процесс ее интериоризации представляется необходимым условием для перехода с предыдущего уровня развития на следующий. Таким образом, именно психическая функция является причиной каждого изменения.

В диаде «возрастной период – психическая функция» ведущая роль принадлежит функции. Для каждого уровня дифференциации имеют место свои функции (социальные, психические и т. д.). Каждая психическая функция имеет свое начало и открывает новую фазу (или стадию) развития.

Таблица 34


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: