Вопрос 1. При подготовке к данному вопросу студенту необходимо знать, что классики марксизма в своих трудах не указали конкретных экономических методов (путей)

При подготовке к данному вопросу студенту необходимо знать, что классики марксизма в своих трудах не указали конкретных экономических методов (путей) построения социалистического общества, поэтому большевикам приходилось выбирать средства для достижения этой цели самостоятельно, без опоры на готовые (европейские или восточные) образцы.

Такой попыткой являлась политика военного коммунизма (1919 – 1920 гг.). Студенту необходимо уметь характеризовать внутриполитическую и экономическую ситуацию, сложившуюся в стране накануне введения политики военного коммунизма; знать цели политики военного коммунизма в экономике и уметь выделять ее основные характерные признаки. Студенту необходимо оценить последствия мероприятий военного коммунизма в хозяйственной сфере страны и понять, что выбранный путь построения социалистической экономики (осложненный Гражданской войной) не привел к достижению поставленной цели.

Политика военного коммунизма привела к экономической разрухе, голоду и социальным волнениям (Кронштадтский мятеж 1921 г., выступление крестьян в Тамбовской губернии под предводительством А.С. Антонова 1920-1921 гг.), поэтому большевики приняли решение об изменении экономического курса в результате чего был выбран курс на временную либерализацию экономики о осуществлен переход к нэпу (1921 – 1928 гг.).

Студенту необходимо знать – какие задачи ставили большевистские руководители перед новой экономической политикой, в чем заключалась ее сущность и каковы ее основные компоненты. Студент должен выяснить каков был эффект мероприятий, предпринимавшихся большевиками в рамках нэпа (проиллюстрировать примерами) и каковы были итоги новой экономической политики. Студент должен знать причины «свёртывания» нэпа, уметь выделять противоречия между ним и формирующейся политической системой. Студент должен разобраться, почему партийное руководство считало, что нэп к концу 20-х годов, как экономическая политика, себя исчерпал.

Накопленные в годы нэпа ресурсы позволили партийному руководству задуматься о возможностях преодоления технической и технологической отсталости советского государства от ведущих западных стран, делавшей в перспективе Советский Союз уязвимым на внешнеполитической арене. В связи с этим был взят курс на модернизацию советской промышленности (в первую очередь тяжелой). Студенту следует разобраться в предпосылках модернизации и выяснить какую роль советское руководство отводило тяжелой промышленности и сельскохозяйственному сектору в экономической модели конца 20-х – 30-х гг.

Студент должен знать, что такое сталинская индустриализация, каковы ее предпосылки, за счет каких экономических ресурсов происходило ее осуществление, каковы методы осуществления, темпы проведения индустриализации и чем они были обусловлены (обратить внимание на внутри- и внешнеполитические факторы).

Также студенту необходимо понимать, что ставка на индустриальный рывок была тесно связана с коллективизацией. Студенту необходимо знать, что такое коллективизация, каковы ее цели, средства осуществления, итоги и социально-экономические последствия для русской деревни.

В итоге освоения материала семинарского занятия студент должен прийти к выводу, что осуществление советской индустриализации и коллективизации позволило советскому государству не только избежать экономического кризиса, поразившего ведущие западные экономики мира (конец 20-х – начало 30-х гг.), но успешно нарастить свой экономический потенциал и преодолеть технико-технологическое отставание от держав Запада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: