Господину брату моему такому-то. Всем ведомо, что крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли и совсем не имею чем жить и одеваться. Поэтому просьбе моей ты в величайшей нужде моей не отказал вручить мне из своих денег столько-то солидов*, а у меня совсем нечем выплатить эти солиды. Поэтому я просил совершить и утвердить закабаление тебе моей свободной личности, чтобы отныне вы имели полную свободу делать со мной все, что вы полномочны делать со своими прирожденными рабами, именно: продавать, выменивать, подвергать наказанию. Если же, чего, я уверен, не будет, vi или кто-либо из наследников моих, или кто-либо другой решится оспаривать это закабаление, пусть внесет тебе и казне штраф во столько-то унций золота; настоящая же кабала пусть остается неизменной.
Клюнийская грамота, 887 год
Но имя господа, отдача [себя в рабство] и уведомление о том, как к некиим лучшим людям, которые это уведомление или отдачу утвердили, пришел некий человек но имени Бертерий в виллу Азине и публично у церкви сп. Петра, в присутствии массы народа и знатного мужа графа* Теобальда [сказал]: такова была моя просьба и наше соизволение, что я не силой и не по принуждению, не по обману, а полной своей волею накинул себе на шею ремень и передал себя во власть Алариада и его жены Эрменгарды целиком, согласно римскому закону*. Ибо сказано, что каждый свободный человек волен улучшить или ухудшать свое положение; и чтобы с этого нремени вы и наследники ваши могли делать со мной и потомством моим все, что вам угодно, — владеть, про-дшшть, дарить, освободить. А если же я сам или по гонести злых людей вздумаю освободиться от этой рабской зависимости, вы или ваши посланцы должны меня шдержать и наказать, как и остальных прирожденных наших рабов. Совершено это в присутствии людей, которые видели ремень и подтвердили эту грамоту.
|
|
III. КАПИТУЛЯРИИ ФРАНКСКИХ КОРОЛЕЙ (ИМПЕРАТОРОВ) VIII—IX ВЕКОВ
Из капитулярия Карла Великого 776 года
Глава 1. Во-первых, все мы согласно постановили, чтобы обязательственные грамоты, данные некоторыми людьми, закабалившими и себя [самих] и своих жен, сыновей и дочерей в рабство, если будут где найдены, уничтожались и чтобы пребывали свободными, как прежде.