Методические рекомендации. Христианизация германских народов была одним из самых важных моментов раннесредневековой европейской истории

Христианизация германских народов была одним из самых важных моментов раннесредневековой европейской истории. Именно христианство в эту эпоху способствовало организации германского мира, а затем стало духовным стержнем сред­невековой цивилизации.

Процесс христианизации германских народов шел медленно и разными путями, и еще медленнее отступало их язычество. Главной задачей семинара на данную тему и должно стать выяснение того, когда и как христианство проникало к разным германским народам, какую роль сыграли в этом королевская власть, римские папы, проповедники и миссионеры, насколько мирным был сам процесс, особенно в каролингскую эпоху и, наконец, как вела себя церковь, и что произошло с нею и самим христианством на германской почве.

Источники по теме можно разделить на несколько групп: нарративные, в том числе — литературные и эпи­столярные, законодательные и документальные. По времени они распадаются на ранние (I—VII вв.) и более поздние (VIII— X вв.).

Самые ранние из нарративных источников — уже известные нам сочинения Гая Юлия Цезаря (100—44 до н. э.) и Публия Корнелия Тацита (55—120). "Записки о Галльской войне" Це­заря содержат сведения о германцах в трех книгах из семи, "Германия" Тацита (46 глав) целиком посвящена их истории, общественному строю, быту и нравам. Оба сочинения включают некоторые данные о богах и верованиях германцев.

Богатый материал о богах содержат литературные источ­ники — древние мифы германо-скандинавского происхожде­ния, записанные в XIII в. — "Младшая Эдда" исландского по­эта-скальда и историка Снорри Стурлусона (1178—1241), его же сочинение "Хеймскрингла" (история норвежских ко­ролей), а также "Старшая Эдда" — бытовавшие с древних времен поэтические сказания о богах и героях, записанные в том же XIII в. Сведения об именах богов и их функциях со­держатся также в разного рода "Клятвах отречения", "Заклина­ниях" и др.

Рассказами о принятии христианства германскими народами богаты сочинения историков VI—VIII вв. О готах и причинах принятия ими христианства в арианской форме пишет Иордан в книге "О происхождении и деяниях гетов" (551), о франках — "отец франкской истории" епископ Григорий Турский (540— 594). Свою знаменитую "Историю франков" он закончил в 591 г., почерпнув большую часть сведений от очевидцев событий. Первый английский историк — монах Беда Почтенный (672— 735) в "Церковной истории народа англов" нарисовал картину принятия христианства германцами-англосаксами, переселив­шимися в середине V в. на Британские острова, и представил роль римского папства и ирландских миссионеров в этом процессе. Его рассказ дополняют еще несколько авторов VIII в.: Алкуин, Уиллиброрд, Эддиус Стефаниус, красочно изложив­ших события собора в Уитби (полемику между епископами-бриттами и посланцами римского папы) и драматические мо­менты миссионерства среди континентальных германцев.

Что касается юридических памятников, то наиболее замет­ный след христианизация оставила в законах кентских королей Этельберта (560—616) и Уитреда (688—725). Их законы по­зволяют также выяснить отношение королевской власти к цер­кви и духовенству, меры борьбы с язычеством. Материал по­добного рода содержит и более поздняя "Правда" короля Уэс-секса Альфреда Великого (871—899).

Достаточно богата свидетельствами каролингская эпоха. Среди нарративных источников на первое место следует по­ставить Лоршские анналы (последняя треть VIII в.) и сочинение Эйнгарда (ок. 768—840) "Жизнь Карла Великого", уже изве­стные нам по другим темам. Оба источника содержат материал о методах христианизации саксов в ходе франкских завоеваний, об отношении к их языческим богам и святилищам, о силе древних традиций у саксов.

Законодательное оформление власть церкви и новой ре­лигии нашла в так называемых "Саксонских" капитуляриях Кар­ла Великого от 785 и 797 гг., а также в "Саксонской правде", записанной по приказу императора около 802 г. Эти источники содержат богатый материал об охране церкви, ее имущества, ее привилегий, о защите духовных лиц, о наказаниях за пре­ступления в отношении них, об остатках язычества.

Самый обильный материал можно найти в источниках по вопросу об отношениях церкви и государства: это дипломы и грамоты пожалований церквам и монастырям, ко­ролевские капитулярии и указы, постановления церковных со­боров, по времени относящиеся главным образом к VIII— X столетиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: