О разуме и невежестве

Разум — вот вождь правой воли; он направляет ее к спасению. Чтобы делать добро, надо его знать; чтобы из­бегать зла, надо его различать. Пока длится невежество, человек не находит средств против зла... Нет опасности больше невежества. Знающий истину, если иногда и пре­небрегает долгом, имеет прибежище в совести, побужда­ющей его скорбеть о случившемся и остерегаться в буду­щем. Нет ничего достойнее изучения мудрости, про­гоняющей мрак невежества, — от этого зависит благосо­стояние всего мира. Каков человек в изучении мудрости, таков он и в жизни...

О значении сочинений античных философов-моралистов

Пусть [христиане] прочтут 10 книг аристотелевой эти­ки, многочисленные трактаты Сенеки, Туллия Цицерона[224] и многих других и тогда увидят, что мы погрязаем в без­дне пороков и что одна милость Божия может нас спас­ти. Как преданы были эти философы добродетели, как любили,ее! И всякий, конечно, отстал бы от своих недо­статков, если бы прочел их сочинения: так красноречивы их похвалы справедливой и чистой жизни и обличение ими пороков! Философы были преданы истине, добродетели, презирали богатство, удовольствия и почести, стремясь к будущему блаженству и являясь победителями человечес­кой природы.

О значении опыта

Есть три источника знания: авторитет, разум и опыт. Однако авторитет недостаточен, если у него нет разумно­го основания, без которого он вызывает непонимание, а лишь принятие [истины] на веру, —г мы верим авторите­ту, но не через авторитет понимаем. И разум [или отвле­ченное рассуждение] один не может отличить софизма от настоящего доказательства, если он не может оправдать свои выводы опытом...

...Доказательство умозаключает и нас заставляет умо­заключать относительно данного вопроса; но оно не удос­товеряет и не устраняет сомнений, не успокаивает духа в созерцании истины, если дух не найдет ее при помощи опыта... Человек, никогда не видавший огня, имел дос­таточное доказательство, что огонь жжет, портит и раз­рушает вещи; все же дух его не успокоился бы на таком знании, и он не стал бы избегать огня, пока не положил бы в огонь руку или какой-нибудь горючий предмет и не убедился бы через опыт в том, что он узнал из доказа­тельства. После же опыта сожжения чего-либо дух приоб­ретает уверенность и успокаивается в сиянии истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: