Все десятины земли как от злаков, так и от плодов принадлежат Господу и ему посвящаются. Но поелику находятся довольно многие, которые не желают платить десятин*, постановляем, чтобы их увещевали, согласно предписаниям господина папы, однажды, дважды и трижды уплачивать десятины с зерна, с вина, с плодов древесных, от приплода животных, от ягнят, от сыра, от льна и прочего, что производится ежегодно. Если они не исправятся после увещания, пусть знают, что подвергнутся анафеме*.
7. Из «Книги чиншей римской церкви» [326]
Сицилия. В то время, когда Роберт Гвискар, нормандец, захватил королевскую власть над Сицилией[327], он, прикоснувшись к Святому Евангелию, поклялся за себя и за своих наследников платить господину папе Николаю[328] и его преемникам по XII денариев в папской монете с каждой воловьей упряжки. Через некоторое время, когда папа Иннокентий[329] отправился в Галлютий, Рожер, бывший тогда королем Сицилии, начал выплачивать ему по 600 сквифатов[330] ежегодно. Впоследствии король Гильом, его сын, прибавил за Марсию, которой он овладел во времена того же папы Иннокентия, 400 сквифатов.
|
|
Постановление IV Латеранского собора о первоочередной уплате десятины (1215 год)
С чрезмерною жадностью пытаются некоторые обманывать церковь относительно десятин, взимая чинши и налоги с плодов и початков, которые иногда остаются не обложенными десятинами... Желая противодействовать потерям церквей и опасностям для душ, мы постановляем, чтобы в знак прерогативы всеобщего владычества церкви взиманию налогов и чиншей предшествовала уплата десятин; или, по крайней мере, те, кому поступили чинши и налоги, с которых не взысканы десятины..., должны быть принуждены... к отчислению десятины церквам, которым они причитаются по праву.