Постановление Тулузского собора о «Божьем мире» (1046 год)

1. Вот мир, учрежденный епископами, аббатами*, графами, виконтами* и другими богобоязненными магнатами* всей епархии[317], именно: отныне и впредь да не дерзает никто силою врываться в церковь, церковную ог­раду, кладбище и жилище, кои есть и будут около церк­ви, на протяжении тридцати церковных шагов в окружно­сти.

2. Мы не ставим под охрану этого [мира] церквей, в коих устроены или будут устроены замки; относительно же церквей, в коих грабители и тати сложили награбленное и похищенное и из коих отправляются они на преступное дело... повелеваем, чтобы и эти церкви были безопасны, доколе не поступят жалобы на преступное дело епископу или... каноникам*... Если же епископ или... каноники... разберут дело преступника и вынесут приговор, а он подчиниться этому приговору не пожелает, тогда... и са­мому ему, и имуществу его безопасностью в означенной церкви не пользоваться. Если же кто вторгнется в церковь по иному делу или учинит там какое-либо зло другим лю­дям, помимо вышеназванных преступников, или же если нанесет ущерб тому, что отстоит от этой церкви на рас­стоянии 30 церковных шагов в окружности, повинен упла­тить пени за святотатство и вдвойне истцу за учиненное преступление.

3. Определили также, чтобы никто не дерзал нападать на невооруженных клириков, монахов или монахинь и обиду им или какое-либо зло учинять. Никто да не дер­зает причинять вред общинам каноников*; монахов или монахинь, а также землям и владениям, коими церкви нашей епархии, невооруженные клирики*, монахи и мо­нахини пользуются... А если кто сделает это, вдвойне им обязан дать возмездие.

4. Равным образом утвердили, чтобы никто в сей епар­хии не дерзал захватывать в качестве добычи ни кобылиц с их жеребятами моложе шестимесячного возраста, ни быков, ни коров, ни ослов, ни ослиц, ни овец, ни ба­ранов, ни ягнят, ни коз, ни козлов, ни молодняка их.

5. Никто да не дерзает сжигать или разрушать жилища крестьян или клириков, а также голубятни их и сараи. Крестьянина, крестьянку, невооруженных клириков, монахов или монахинь никто да не смеет убивать, ранить, увечить, схватывать и подвергать наказанию иначе, как за вину их... и, однако, лишь после судебного разбиратель­ства... Одежд, плугов и кирок у крестьян не отнимать... Оливковых деревьев не сжигать и их плодов не губить.

6. Постановили еще, чтобы никто чужого имущества не присваивал ни в виде залога, ни по другой заключен­ной с кем-либо сделке, если должное будет уплачено. А кто этот установленный нами мир нарушит и в течение 15 дней не даст удовлетворения потерпевшему, по истече­нии 15 дней вдвойне причиненный ему вред возместит, и это второе возмещение пойдет епископу и графу, который распорядится воздать по справедливости.

7. Утвердили также накрепко поименованные еписко­пы Господне перемирие, именно — чтобы непрерывно соблюдалось оно всеми христианами от заката солнца чет­вертого дня, т.е. среды, до восхода солнца второго дня, т.е. понедельника. Непрерывно соблюдать его также с первого дня Адвента Господня[318] до восьмого дня после Богоявления[319], когда празднуется день св. Илария[320]. Со­блюдать его также непрерывно с понедельника перед Beликим Постом[321] до первого понедельника после Пятидесят­ницы[322]. Также в кануны и праздники Обретения и Воздви­жения креста Господня, в три кануна и праздника св. Ма­рий, в кануны и праздники всех апостолов и в канун и праздник св. Лаврентия.

Постановили еще отнести сюда кануны и праздники св. Павла Нарбонского, св. Иоанна Крестителя, св. апо­столов, св. архангела Михаила, св. Мартина Исповедника и Всех Святых[323]. Сюда же отнесли посты четырех времен года[324]. Означенные дни перемирия Господня поименован­ные епископы постановили соблюдать со включением предшествующих и последующих ночей, именно — от за­ката солнца, когда начинается это перемирие Господне, до восхода солнца, когда оно кончается. Если же кто во время этого Божьего перемирия учинит кому-либо какое-либо зло, вдвойне ему вред возместит, а потом подверг­нется испытанию холодной водой[325]... Если же кто во вре­мя этого перемирия по своей воле, без всякого повода че­ловека умертвит... определили тому быть во все дни его жизни в изгнании. Если же совершит это по какому-либо поводу, быть ему в изгнании на срок, какой положит епископ с канониками*...

Запретили также воздвигать в течение этих непрерыв­ных перемирий, именно — Адвента Господня и Великого Поста, всякие замки и укрепления, если постройка их не начата за 15 дней до наступления этих непрерывных пере­мирий... Тех же, по отношению к которым епископ и каноники означенной кафедры произнесут приговоры для восстановления мира и перемирия Господня, а также их поручителей и заложников в соблюдении мира..., в слу­чае недобросовестности их..., отлучать от церкви... вмес­те с их покровителями и помощниками... В таком случае и их самих, и имущество их не считать состоящими под покровительством мира и перемирия Господня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: