Выделение сознания как критерия психики. Концепция человека в системе Р. Декарта

С именем Декарта (1596—1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое — духовное— бытие, а противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность— главный пункт учения Декарта.

Декарт писал, что существуют две независимые, самостоятельные субстанции - душа и тело. Такая философская позиция получила название дуализм. Основным атрибутом, или свойством, души он считал мышление, а основным свойством тела - протяжение, или распространенность.

Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания. Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине колебание во всем, по поводу чего можно найти мельчайшее подозрение в недостоверности, замечая, что его следует использовать не постоянно, а лишь «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», т.Е. В области научного исследования. В первую очередь Декарт сомневается в достоверности чувственного мира, т.Е. «в том, имеются ли посреди тех вещей, которые попадают под наши чувства, либо которые мы когда-либо вообразили, вещи, которые вправду существовавшие на свете». О них мы судим по свидетельствам органов чувств, которые частенько обманывают нас, следовательно, «неосмотрительно было бы полагаться на то, что обмануло нас хотя бы один раз». Но при этом «столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что невзирая на самые крайние догадки, мы не можем не верить, что заключение: я мыслю, следовательно, я существую истинно и что поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли».

Таковым образом, Декарт избирает новый метод исследования: отказывается от объективного описания «Я» и обращается к описанию лишь собственных мыслей (колебаний), т. Е. Субъективных состояний. Мышление – это чисто духовный, полностью бестелесный акт, который Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. «Субстанцию, в коей пребывают наши представления, мысли и знания, назовем мыслящей вещью, либо духом, либо другим именованием, лишь бы не смешивать её с телесной субстанцией, так как умственные акты не имеют никакого сходства с телесными и мысль всецело различается от протяжения». Сопоставление телесной и духовной субстанций привело Декарта к выводу о «полнейшей разнице, имеющейся меж духом либо душой человека и его телом», которая состоит в том, что тело по собственной природе постоянно делимо, тогда как дух совершенно неделим». Из положения о двух полностью противоположных субстанциях, любая из которых – по определению – не нуждается для собственного существования ни в чем, не считая себя самой, следовал вывод об их независящем существовании. Чисто материальные вещи – это вся природа, включая небесные тела, земные тела – неживые, растения, животные, а также тело человека. Мыслящая вещь, либо субстанция, вся сущность либо природа которой состоит в одном мышлении, - это душа. Она «всецело и поистине раздельна с моим телом и может быть либо существовать без него».

В содержании сознания Декарт выделял три вида идей, или понятий, - порожденные самим человеком, приобретенные и врожденные. Идеи, порожденные человеком, основываются на его собственном опыте и являются обобщением данных органов чувств. Это знания, полученные опытным путем и с помощью индукции (энумерации, как называет ее Декарт). Декарт не отрицает путь познания, предложенный Бэконом, но подчеркивает, что идеи, образованные таким образом, не могут привести человека к познанию объективных законов, а дают лишь знания об отдельных предметах и явлениях. Приобретенные идеи есть результат обучения, общения с другими людьми и чтения книг. Идеи этого рода более полные и совершенные, чем идеи первого вида, поскольку являются обобщением опыта разных людей, а не одного человека, но все же и с их помощью человек не в состоянии познать сущность окружающего мира и себя. Только врожденные идеи, содержащиеся в разуме, открывают человеку истину. Эти знания настолько ясные, что открываются человеку сразу, полностью и не нуждаются в опоре на данные органов чувств или логические обобщения. Такой подход к проблеме познания назвали, как мы помним, рационализмом, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, -рациональной интуицией. К главным врожденным идеям, по мнению Декарта, относятся идеи Бога, «Я» и числа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: