Становление ассоциативной психологии в XVII–XVIII

Д.Беркли (1685-1753) и Д.Юм, считавшие ощущении первичным не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Они полагали, что источником знания служит образуемый ассоциация ми чувственный опыт.

Согласно Беркли, опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные. В "Опыте новой теории зрения" Беркли детально проанализировал чувственные элементы, из которых складывается образ геометрического пространства как вместилища всех природных тел. Физика предполагает, что это ньютоново пространство дано объективно, тогда как оно – продукт взаимодействия ощущений. Одни ощущения (например, зрительные) связаны с другими (например, осязательными), и весь этот комплекс ощущений принято считать существующим независимо от сознания. В действительности же, согласно Беркли, "быть – значит быть в восприятии".

В философии и психологии Дж. Беркли (1685-1753) значительное внимание уделяется ощущениям и восприятию: «быть значит быть в восприятии». Он склонен к солипсизму (лат. solus – единственный и ipse – сам) - отрицанию любого бытия, кроме собственного сознания. Человек, по Дж. Беркли, воспринимает только свои, единичные идеи (ощущения). Они усваиваются бестелесной субстанцией (душой), сам же человек обладает способностью «воображать или представлять себе идею единичных, воспринятых вещей и разнообразно сочетать или делить их». Дж. Беркли сформулировал собственную теорию зрительного восприятия пространства, включающую, в частности, такие положения:

· удаленность, положение и величина предметов воспринимаются первоначально только осязанием;

· в опыте происходит соединение зрения и осязания, в результате чего собственно осязаемые качества (расстояние, величина, фигура) начинают восприниматься также зрительно и на слух как комбинации зрительных и осязаемых ощущений;

· восприятие пространства – знание ранее приобретенных через осязание идей;

· зрение – язык для осязания: в сравнении зрительных идей с языком подчеркивается условность зрительных ощущений, их знаковая природа.

Д,Юма

Ассоциации Юм рассматривает настолько важным свойством, присущим человеческой природе, что называет их принципом.Первый вид - это ассоциации по сходству. Например, портрет друга, который в данный момент отсутствует, способен породить в нас идею о нем в силу того, что этот портрет и образ друга имеют сходство. Но такого рода ассоциации часто приводят к ошибкам. Второй вид - это ассоциации по смежности в пространстве и времени. Например, впечатления и воспоминания в своем доме более живы, если находишься на более близком расстоянии от него, чем тогда, когда находишься на значительном удалении от него. Третий тип - это ассоциации причинности, которые чаще всего встречаются в жизни. Ассоциации для Юма - один из видов отношений, которых он насчитывает довольно много, но из всех отношений причинные отношения -основные, и на них он сосредоточивает свое главное внимание. Учение о причинности - главный центр его гносеологии.Юм задается следующими вопросами: имеют ли объективное существование причинные связи, почему люди считают причинные связи объективно существующими, какое значение имеют причинные связи для науки.Юм полагал, что нельзя доказать наличие в мире причинной связи, так как следствие не похоже на то, что называется причиной. Мы обычно заключаем о существовании причины следующим образом:сначала фиксируем пространственную смежность расположения двух событий и их регулярное чередование, а затем на основании этого заключаем о существовании причинной связи. В этом случае мы совершаем, по мнению Юма, логическую ошибку: после этого -значит, по причине этого (posthoc, ergopropterhoc).На основании такой ассоциации мы начинаем думать, что подобное следование событий является устойчивым и имеет тем самым причинную связь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: