Программа перехода рб к рынку

Следует отметить, что рыночные реформы в республике проводились относительно медленно, республика не спешила покидать рублевую зону, но проводила самостоятельно кредитно-денежную политику, пополняя оборотные средства промышленных предприятий необеспеченными деньгами, государство пыталось контролировать цены и внешнюю торговлю.

К 1995 году основными проблемами в экономике республики стали следующие причины:

- снижение всех главных макроэкономических показателей (к 1990 году – ВВП – 64,6%, продукция промышленности – 59,1 %, продукция сельского хозяйства – 73,6 %, капиталовложения – 35,2 %);

- спад производства при снижения реальных объемов из-за роста цен на энергоносители, сырьё и материалы;

- инфляция из-за эмиссии необеспеченных денег(денежная масса возросла более чем в 300 раз;, реальная заработная плата по сравнению с 1991 годом снизилась примерно в пять раз;

- увеличение дефицита государственного бюджета, рост внутренней и внешней задолженности государства(официальная внешняя задолженность в 1995 году составила половину ВВП республики за полгода).

В 1995 году за чертой минимального потребительского бюджета оказалось более 60% населения республики, средняя зарплата в народном хозяйстве страны стала меньше минимального потребительского бюджета.

Промышленность, сельское хозяйство, финансовая система Республики Беларусь из-за непоследовательных действий правительства в осуществлении экономических преобразований находились на грани обвала. Эта ситуация требовала разработки программы неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса и, главное, требовала воли и решительности правительства в реализации подобной программы.

Основные стратегические направления выхода Республики Беларусь из системного кризиса изложены в следующих документах: «Программа неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса» (1994 год), «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь в 1996-2000 годах» (1996 год). Для реализации этих программ были внесены изменения в Конституцию Республики. На основании волеизъявления народа (референдум 1994 года) Республика Беларусь из парламентской стала президентской, что позволило осуществлять более оперативный, жесткий контроль выполнения принятых решений.

Вывод экономики республики из кризиса предполагалось осуществить в три этапа:

- принятие неотложные меры по выходу экономики из кризиса (1994-1996 гг.

- осуществление макроэкономической стабилизации и создание условий для экономического роста (1996-1997 гг.);

-обеспечение экономического роста (1996-2000 гг.).

Основные задачи первого этапа: преодоление в короткие сроки системного кризиса; создание механизма стимулирования предпринимательства и деловой активности; проведение малой и средней приватизации; укрепление национальной валюты; снижение бюджетных расходов и уменьшение налогового пресса; улучшение финансового положения предприятий, преодоление кризиса неплатежей, создание механизма банкротства и т.

Основные задачи второго этапа: стабилизация ВВП страны (рост не менее 5 % в год); активизация процесса структурной перестройки экономики на основе наукоемких ресурсосберегающих технологий, сокращение доли неэффективных производств; создание действенного механизма инвестирования экономики, в первую очередь стимулирования высокоэффективных инвестиций; защита отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках на основе целесообразного протекционизма и стимулирования экспорта; углубление интеграции со странами СНГ, развитие инфраструктуры и т.д.

Следует отметить, что к 1994 г. правительству республики удалось добиться незначительного улучшения экономической ситуации в стране. Но в целом,задачи первого этапа реформирования экономики не были достигнуты из-за не продуманных и не эффективных действий, применения административно-командных рычагов, формального подхода к рыночным преобразованиям.

На втором этапе реализации программ по преодолению кризисных явлений в экономике успехи более значительные: объем валового внутреннего продукта увеличился по сравнению с 1996 г. на 10%, выпуск промышленной продукции – на 17,6 %, что является высокими показателями для любой страны.

В черной металлургии производство продукции по сравнению с 1996 г. возросло на 34,5 %, в химической и нефтехимической промышленности на – 17,6, в машиностроении и металлообработке – на 25,6, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - на 30,8, в промышленности строительных материалов – на 28,1 %. В 1997 г. из 544 важнейших видов продукции по сравнению с 1996 г. увеличился выпуск 400. За 1997 год на 20% увеличились капиталовложения в экономику и социальную сферу.

Розничный товарооборот вырос на 19,6%, при этом продовольственных товаров в сопоставимых ценах реализовано на 11,5% больше, чем в 1996 году.

Расширились внешнеэкономические связи республики. Объем внешней торговли в 1997 г. вырос по сравнению с 1996 г. на 24,3%. Экспорт увеличился на 24,1 %, импорт – на 24,5%, однако отрицательное сальдо внешнеторгового оборота продолжало оставаться значительным.

На третьем этапе реформирования экономики сказалась существенная привязанность экономики Белоруссии и России, социально экономические показатели снизились в связи с дефолтом в России в 1998г.

В 1999 г. реальные темпы роста ВВП составили 3%, в то время как в 1998 г. этот показатель равнялся 8%. Снизили уровень выпуска продукции все основные отрасли – добывающая, электроэнергетика, черная металлургия, химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая и др.

Сократилось производство сельскохозяйственной продукции. Уменьшились инвестиции в народное хозяйство, снизился жизненный уровень населения, выросли цены, инфляция и дефицит торгового и платежного балансов.

Начиная с 2000г.рост ВВП страны составляет от 6% до 11% в год, что позволило говорить о экономическом подъеме. Отметим,что положительные сдвиги наблюдаются в реальном секторе экономики: в сельском хозяйстве рост на 10% в год, в промышленности рост от 7% до 9%, растут золотовалютные запасы, инфляция удерживается в разумных пределах. Это

связано со стратегией выбора модели развития экономики. В республике выбор сделан на построение социально-ориентированной рыночной экономики, для которой характерно наличие следующих моментов:

-присутствие как рыночных так и социалистических отношений при сохранении достаточно весомой государственной собственности;

- развитие системы социальной поддержки населения при ведущей роли государства;

- проведение макроэкомомического регулирования не только в рамках денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и путем приоритетного инвестирования, снижением уровня безработицы:

-государство поддерживает конкурентные отношения, содействует развитию малого и среднего бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: